С начала года гривна стремительно укрепляется - с 28,5 грн/$ в январе (среднемесячный курс), 27,1 грн/$ в феврале и, наконец, до 26,3 грн/$ в марте.
Причины этому явлению известны - сезонность, благоприятная внешнеэкономическая конъюнктура, а также дополнительное стимулирование Нацбанком притока краткосрочного спекулятивного капитала посредством сверхвысокой учетной ставки в 17%.
Но сейчас не о причинах, а о фактических последствиях для бюджета.
В январе 2018 года план доходов от таможенных платежей (НДС и акцизы на импортные товары, ввозная пошлина) был перевыполнен на 15,2%. Это и неудивительно - импорт вырос, а обменный курс гривны в январе - 28,5 грн/$ - был близок к заложенному в бюджете - 29,3 грн/$.
А вот с февраля, с момента укрепления гривны, несмотря на продолжающийся рост импорта, по таможенным доходам начинается провальная тенденция:
- в феврале госбюджет недополучил от таможни 873 млн грн (минус 3,4% от плана),
- а в марте госбюджет недополучил 6 (!) млрд грн (минус 20% от плана доходов на март).
С учетом того, что таможенные платежи составляют 40% доходов госбюджета, то и получается, что:
одна из причин провала по общим доходам госбюджета (минус 5,1 млрд грн) - это укрепление гривны в марте до 26,3 грн/$, что на 3 гривны ниже среднегодового обменного курса, заложенного в бюджете на 2018 год.
А тут еще сегодня Нацбанк решил перечислить в бюджет на 15 млрд грн меньше, чем предусмотрено Законом о госбюджете на 2018 год - 35 млрд грн вместо 50 млрд грн.
Что называется, ударим по доходам бюджета сильной гривной и снижением отчислений в бюджет.