Сейчас в Великобритании в центре внимания находится принятый в 2017 году закон «О криминальных финансах», именно с его помощью собираются наказывать подозрительных иностранцев. Коррупционерам грозят устроить в Британии тяжелую жизнь. Закон 2017 года является дальнейшим развитием другого закона — «О доходах от преступной деятельности» 2002 года. Законодательство решили обновить на фоне серии скандалов, в том числе утечек данных о клиентах офшорных компаний с Британских Виргинских островов и публикации «Панамских бумаг».
В Британии власти начали направлять запросы о происхождении активов свыше £50 тыс. Иностранцам придется объяснить, откуда у них средства, на которые они купили недвижимость и/или другое имущество.
Министр британского Хоум-офиса — департамента при правительстве — Бен Уоллес рассказал, что хотел бы привлечь все силы правительства для борьбы с преступниками и политиками, использующими Британию для отмывания доходов. В британском правительстве Уоллес занимается, в том числе, и борьбой с экономическими преступлениями:
«Когда мы доберемся до вас, до ваших активов, мы устроим вам тяжелую жизнь», — предупредил Уоллес.
Как отмечает Times, ежегодно в Британии «отмывают» до £90 млрд нелегальных доходов.
Уоллес отметил, что хотел бы снять общественное напряжение, вызванное сериалом McMafia, вышедший в эфир на BBC One и рассказывающий о сыне бывшего русского мафиози. Он подчеркнул, что «за внешним блеском скрывается внутренне уродство. Пока что сериал довольно близок к правде, природа международной организованной преступности и безнаказанность, с которой некоторые из этих людей действуют, и жестокость, абсолютно правдивы».
Говоря о России, Уоллес напомнил о деле «Ландромата», схеме по отмыванию российских денег через Молдову и Латвию, которую раскрыли журналисты OCCRP. «Мы знаем о разоблачении «Ландромата», что там точно были связи с российскими властями. Позиция правительства такова, что мы знаем, что они сделали, и не позволим сделать еще раз», — отметил Уоллес.
С февраля британские власти получили право направлять запросы о неясном происхождении состояния (Unexplained Wealth Orders — UWO). Такие запросы регулируются британским законом о борьбе с криминальными финансами. Если лица не смогут объяснить происхождение доходов, превышающих £50 тыс, британские власти будут иметь право заморозить их активы.
«Запросы UWO могут применяться против всех, начиная от местного драгдилера до зарубежного олигарха или международного преступника, — сказал Уоллес. — Я надавил на правоохранителей, чтобы поскорее начать использовать такие запросы, потому что слишком многие меры, принятые депутатами, в действительности не работают».
Британское Национальное агентство по борьбе с преступностью уже проверяет двух «политически значимых лиц» (PEP — Politically Exposed Person) для тестирования нового закона. Если первые дела будут успешны, последуют новые.
Закон «О криминальных финансах» не предоставил право какому бы то ни было государственному органу Великобритании во внесудебном порядке конфисковать недвижимость и/или иное имущество. Но процедура преследования подозрительных лиц упростилась, теперь для нее не нужно возбуждения уголовного дела.
Двумя основными инструментами, предусмотренными законом, являются решения компетентного суда по запросу органов исполнительной власти, позволяющие требовать от конкретных лиц объяснений происхождения благосостояния (Unexplained Wealth Order), а также временно замораживать имущество (Interim Freezing Order), если есть риск, что оно может быть каким-то способом выведено из страны. В отношении подозрительных иностранных граждан стала действовать презумпция виновности, им самим надо доказывать законность происхождения своих капиталов.
Остальные правовые инструменты и понятия были сформулированы еще в законе 2002 года. Там был установлен порядок конфискации имущества и пределы компетенции правоохранительных органов и судебных инстанций. Под преступными доходами понимаются доходы, возникшие в связи с противозаконным поведением.
Для потенциальных жертв особенно важна следующая норма: противозаконное поведение — это поведение, имевшее место не только в Великобритании, но и «в государстве или территории за пределами Соединенного Королевства, являющееся согласно уголовному праву такого государства или такой территории противозаконным, и если бы оно имело место в какой-либо части Соединенного Королевства, которое признавалось бы противозаконным в соответствии с уголовным законом такой части, является также противозаконным».
Российских граждан можно преследовать за действия, которые являются преступными по законам и Великобритании, и России — коррупционные проявления этому требованию, как правило, соответствуют. Закон 2017 года дополнил понятие «противозаконное поведение» новым видом: «унижение и грубое нарушение прав человека». Это норма позволит привлекать к ответственности сотрудников правоохранительных органов, подозреваемых в пытках.
То же самое касается и украинских коррупционеров, которые обзавелись недвижимостью и/или иным имуществом в Великобритании.
Что касается PEP, как российских, так и украинских, а также членов или бывших членов их семей, то им нужно тщательно подготовиться к общению с представителями компетентных органов Соединенного Королевства. Оно, это общение, не сулит им ничего хорошего.
Решится ли Запад на следующий шаг, который действительно может оказаться смертельным для путинской ОПГ, нам еще предстоит убедиться.
PS. Тем временем, британские власти намерены закрыть торговое представительство России, которое Лондон назвал "шпионским логовом".