На днях побывал в Виннице, где познакомился с немецким предпринимателем Йоргом Майснером, который вместе со своей компанией HAASE Energietechnik AG уже несколько лет реализует в этом городе очень нужный для Украины проект. Йорг добывает на местном мусорном полигоне биогаз, делая таким образом сразу два полезных дела. Во-первых, в атмосферу попадает меньше ядовитых выбросов, во-вторых — увеличиваются поступления в городской бюджет.
Думаю, нет смысла рассказывать, какой проблемой для Украины являются переполненные свалки. Всплеск публикаций на эту тему был в 2016 году, когда произошел пожар на полигоне Грибовичи во Львове. Тогда погибли люди, поэтому история вызвала большой резонанс и даже была использована в политических целях. Но по факту ничего после этого так и не изменилось. И Львов, конечно, не является уникальным примером. Такие переполненные разлагающиеся свалки встречаются по всей Украине. Мусор у нас не сортируется, не сжигается, а перерабатывается только около 6% всех отходов.
За десятилетия на свалках накопилось так много мусора, что он превратился в полноценные газовые месторождения. В многометровых залежах отходов образуется свалочный газ, который является хорошим топливом. Именно поэтому свалки время от времени загораются. Слежавшийся сырой мусор как раз горит очень плохо. А вот газ, который накапливается в его недрах, может загореться просто от окурка.
Немец Йорг Майснер сразу оценил наши мусорные отвалы, как только приехал оценить обстановку в первый раз. В Германии таких реликтовых залежей не встретишь. На Винницком мусорном полигоне «Станидца» слой мусора составляет около 25 метров. Это выше чем пятиэтажка-хрущовка. Немецкий инвестор предложил властям Винницы реализовать в этом городе проект по дегазации мусорного полигона, и чиновники дали согласие. Так на Винницкой свалке появилась небольшая электростанция, которая работает на газе, добытом из мусора.
Выглядит это так. В залежах отходов пробурили скважины, из которых газ по трубам выкачивается компрессором и тут же сжигается на мини-ТЭС. Электричество продается в сеть по зеленому тарифу. Выгодно и инвестору и городу.
Свалочный газ ядовит, он отравляет атмосферу и наносит вред здоровью людей, которые живут рядом с мусорными полигонами.
Если откачивать и сжигать свалочный газ, то негативное влияние от полигона снижается, хотя все равно остается очень высоким. Ведь разлагающиеся отходы загрязняют не только воздух, но и грунтовые воды и почву.
В идеале отходы необходимо полностью перерабатывать или сжигать, как это делают в развитых европейских государствах. Но нам до этого пока далеко. Поэтому даже небольшая электростанция в Виннице выглядит большим шагом вперед. Йорг Майснер показывает, как проблему можно превратить в источник дохода. Благодаря ему бюджет Винницы каждый год получает 2,5 млн грн налогов. Это не очень много. Но это гораздо лучше, чем выбросы вредных газов в атмосферу.
Если бы такая установка работала на полигоне в Грибовичах, то он, скорее всего, не загорелся бы. Во всяком случае, вероятность возгорания после дегазации сильно уменьшается.
Казалось бы, очень крутая история. И внедрять этот опыт нужно по всей стране. Где-то так и делается. Например, в январе добывать газ стали и на мусорном полигоне в Хмельницком. Но есть и негативные примеры.
Помимо Винницы Йорг также строил аналогичную биогазовую электростанцию на Деевской свалке в Кременчуге. Там тоже за годы деятельности человека образовалось рукотворное газовое месторождение. Но власти Кременчуга оказались куда более ушлыми, чем власти Винницы. Они сначала позволили немцу полностью наладить производство, убедились, что все работает и приносит прибыль, а затем выкинули его компанию с мусорного полигона и вместо нее завели свою. Действительно, зачем отдавать заработок какому-то немцу, если можно заработать самим и набить свой карман?
Для реализации проекта Йорг привлекал грантовые деньги (европейцы дают гранты на экологические проекты). Немец сначала за свой счет провел разведку и доказал целесообразность добычи газа на свалке. Потом пробурил скважины и установил оборудование по дегазации полигона. Все это хозяйство он передал на балланс коммунального предприятия, рассчитывая на то, что власти Кременчуга его не обманут. Но в итоге все, что было построено немецким инвестором, власти города передали в распоряжение другой компании — “Клиар Энерджи Кременчуг”, интересы которой лоббирует мэр. Эту компанию завели на Деевский полигон без всякого конкурса, просто решением чиновников.
Йорг Майснер и его сотрудник Юрий Максаев подчитывают, что потеряли в Кременчуге около 200 тысяч евро.
По словам Максаева, в их компании поняли, что происходит что-то неладное, летом 2017 года, когда городская власть стала притормаживать с принятием решения по результатам инвестиционного конкурса, который выиграл Йорг. Под разными предлогами это решение откладывалось, а затем было отменено. В этот же момент Майснер и Максаев узнали, что руководство города ведет переговоры с другой компанией “Клиар Энерджи», чтобы пустить ее на полигон вместо Йорга.
— Нам четко сказали, что на высшем уровне руководством города было принято решение, что “Клиар Энерджи” заходит в этот проект, и что компанию Йорга Майснера будут убирать. Нам сказали, что в решении этого вопроса принимал участие народный депутат Шаповалов, без участия которого не решаются многие вопросы в городе. Благодаря ему, мэру города Малецкому, их дружбе была реализована эта схема. “Клиар Энерджи” зашла на полигон незаконно, без конкурса. Приступила к работе задолго до оформления всех документов, — рассказывает Юрий Максаев.
— Нам выдвигали разные претензии, власти города пытались все обставить так, что мы не хотим работать, что мы сами виноваты. Но при этом в Виннице, где мы тоже работаем очень давно, никаких проблем нет. Там власти помогают. Там совсем другая ситуация, — говорит Йорг Майснер.
Конечно же, для своей компании власти Кременчуга создали абсолютно тепличные условия. Директор компании «Клиар Энерджи Кременчуг» Сергей Дьяковский заявил, что по договору в год за работу на свалке его компания будет платить всего 360 тыс. грн. Для сравнения — в Виннице немец платит более 2 млн грн. Годовой заработок такой электростанции оценивается в 10-11 млн грн.
Мэр Кременчуга Виталий Малецкий говорит, что с компанией Майснера решено было расторгнуть договор, поскольку она работала слишком медленно. В ответ Йорг утверждает, что работал бы быстрее, но сами же чиновники тормозили его работу. В Украине бюрократия и коррупция, хочешь работать быстро — плати. Майснер не платил. Просто вышло так, что в Виннице никто не стал вымогать у него деньги, а в Кременчуге — просто выжили его из города, когда поняли, что оне не готов отстегивать на лапу.
Сам Йорг Майснер уже смирился с тем, что работать в городе ему не дадут. Все что он хочет теперь — получить компенсацию и вернуть те деньги, которые он потратил. Ведь новая компания пришла на все готовое и стала добывать газ только тогда, когда Майснер уже провел все работы и полностью организовал весь процесс. Фактически произошло примерно то же, что в ЛДНР, где боевики отбирают уже готовый и отлаженный бизнес у его владельцев и сами начинают его эксплуатировать. Просто в данном случае это было замаскировано хоть под какую-то номинальную законность.
Хотя чего еще ждать в городе, где неофициальным хозяином является бывший регионал? Юрий Шаповалов в 2012-2014 гг входил во фракцию Партии регионов. Сейчас он входит во фракцию «Відродження», где также сидят бывшие регионалы, включая Хомутынника. В неофициальных беседах рассказывают, что именно Шаповалов является реальной властью в Кременчуге, а нынешний мэр города Виталий Малецкий — его ставленник и просто исполнитель его воли.
К сожалению, за громкими словами государственных лидеров о важности иностранных инвестиций для Украины очень часто стоят именно такие истории. Что ж тут удивляться, что в страну не текут рекой миллиарды?