Украинские политики, постоянно решая глобальные проблемы мирового значения, почему-то неизменно забывают о конкретном рядовом украинце. А вот в Германии, к примеру, все наоборот, там власти еще в 2015 году объявили, что согласно их плану, страна к 2020 году полностью избавится от безработицы. Поэтому правительство Ангелы Меркель стремится максимально повысить реальные доходы своих граждан и, соответственно, внутренний потребительский спрос. Власти Германии делают все для того, чтобы действительно каждый немец почувствовал эти изменения к лучшему на рынке труда. А как у нас?
У нас, к сожалению, последние 3 года - полное молчание о каких-либо результатах по выполнению указа президента Петра Порошенко «О стратегии устойчивого развития «Украина - 2020». Нечего сказать нашим политикам или уже всего достигли? Может быть, правительству Владимира Гройсмана удалось сократить безработицу и остановить массовый отток из Украины квалифицированных работников? Увы, мы сильно проигрываем в конкуренции за трудовые ресурсы со странами Евросоюза. Только по официальным данным Гостата Украины, из нашей страны в период с 2015 по 2017 год выехали на работу за границу 1 млн 300 тыс. человек, то есть 4,5% населения (в основном эмигрировали в Польшу, Чехию, Италию, Румынию и Россию).
Все идет к тому, что темпы массовой трудовой миграции будут и далее расти, прежде всего, люди будут эмигрировать в Польшу. В подтверждение этого факта в начале этой недели вице-министр иностранных дел Польши Бартош Цихоцки заявил о том, что украинские заробитчане перечислили в 2017 году из Польши домой сумму, соответствующую 3-4% ВВП Украины. Также польский дипломат подчеркнул: «Чтобы понять масштаб этого феномена, вы должны понять, что в 2016 году, по подсчетам, украинцы, работающие в Польше, прислали в Украину около 8 млрд злотых. В 2017 году - более 12 млрд злотых».
Откровенно говоря, это уже угрожающие темпы оттока человеческого капитала. Поэтому наши местные работодатели стали бить тревогу, мол, где им брать квалифицированных работников и в целом трудовые ресурсы? И если Кабмин и Верховная Рада не могут оценить риски, то тогда совершенно невозможно проводить экономические реформы, в частности, реформирование рынка труда. Более того, в Украине продолжают создавать заведомо убыточные институты. Этого мы нахлебались вдоволь, однако, удивительный и неисправимый украинский народ. Прошло более 4-х лет, даже западные спонсоры и рейтинговые агентства в открытую заявляют, что эти министры и законодатели только множат системные проблемы, не позволяя динамично развиваться экономике и еще более осложняя проведение реформ в будущем.
Но что самое поразительное, так это то, что мы с вами хорошо знаем ситуацию, понимаем и с завидным терпением продолжаем ждать от этих политиков перемен к лучшему на рынке труда. Ведь за последние несколько лет в реальном секторе украинской экономики уже ушли в большой минус химическая промышленность (на 61,6%), металлургия (на 42,3%), машиностроение (на 38,6%). Судя по тому, как быстро нарастают потоки негативных новостей, лучше на украинских рынках не будет, но и драматически худшего, видимо, тоже не приходится ожидать. Словом, уважаемые граждане, продолжайте ходить в аптеку и магазины, как вчера: лишнего не берите, больше не тратьте, надейтесь на очередное повышение заработной платы.
Но и в ожидании достойной оплаты труда не все так просто и линейно происходит в экономике, так как резкое повышение минимальной зарплаты будет стимулировать инфляцию, а также приводить к формированию дисбалансов на местном рынке труда. И как показывает жизнь, мало кто во власти учитывает эти ключевые факторы, возможности украинской экономики и основные тренды трудовой миграции. Поэтому в ходе недавней пресс-конференции бывший заместитель председателя правления НБУ Александр Савченко не скрывал огорчения: «Я скептически смотрю на возможность Национального банка выполнить ту инфляционную директиву, которую они определили: сначала 7%, потом 8%». По утверждению эксперта, средний показатель инфляции сейчас колеблется в пределах между 14-15%.
Хуже всего то, что неизвестно кто и когда сумеет остановить этот раскручивающийся маховик инфляции, угрожающий обвалить наш украинский рынок. Не случайно ведь финансовые власти стали готовить решения для того, чтобы все расчеты округлить до 10 копеек, а мелкие монеты и вовсе вывести из оборота. До конца 2018 года выпустят монеты в одну и две гривны на общую сумму в 145 миллионов. Ну, а в 2020 году начнут чеканить гривневые червонцы. И параллельно с подготовкой этих нововведений, Верховная Рада в первом чтении приняла проект нового Кодекса Законов о труде, где предлагается увеличить продолжительность рабочего дня до 12 часов и ввести понятие «ненормированная работа». Правда, также предусматривается увеличение отпуска на 4 дня и отдельная плата за каждый дополнительный час работы.
И все же, надо честно признать, что за последние 4 года эти политики так и не смогли создать достаточное количество новых рабочих мест и остановить массовый выезд работников за границу, а также разработать и внедрить комплексную программу бизнеса и власти по реформированию прежней экономической модели и развитию трудовых ресурсов. А раз так, то нас неминуемо ждет дефолт, о чем заявили аналитики финансовой службы Bloomberg. Вслед за ними, международное рейтинговое агентство Moodys ожидаемо понизит рейтинг Украины до позиции «высоко спекулятивный», следующая ступень – «дефолт». Что делать? Нужны долгосрочный план Кабинета Министров по выходу из кризиса и «дорожная карта» реформирования украинского рынка труда, которые поддержат и Верховная Рада.
Наконец, для нас это вызов – снова стать динамично развивающейся страной, которая могла бы реализовать модель экономического роста, отвечающую внутренним потребностям трудоспособных граждан Украины, привлекательную для национального бизнеса и международных инвесторов. А пока, по оценкам экспертов, до конца 2018 года страну могут покинуть в поисках работы от 500 тыс. до 1 млн украинских работников.