Путинская Россия превратилась в абсолютную монархию
О поддержке Путина. И природе этой поддержки и о падении рейтинга оппозиции. В том числе в Москве и Санкт-Петербурге. Где оппозиция и даже близко не показала на президентских выборах тех результатов, которые были в предыдущих электоральных циклах. Это вопрос монархического ритуала. Не предыдущих циклов, а именно в 2012 году, который был все-таки уникальным, достаточно эксклюзивным электоральным циклом.
В России существует абсолютная монархия. Де-факто. Воспроизводство этой власти это монархический ритуал. В рамках которого выборы — это референдум о доверии власти, уже сформированный до и помимо выборов. Поэтому любой правитель, независимо от его личных качеств, независимо от того, силен он или слаб, вот Борис Ельцин был очень сильным правителем. Тем не менее, он постоянно испытывал проблемы с легитимностью. Потому что у него всегда были актуальные соперники в реальном времени. Сначала Александр Руцкой, Руслан Хасбулатов в начале его правления, затем скажем Геннадий Зюганов и Александр Лебедь, в конце правления Юрий Лужков и Евгений Примаков. То есть они воспринимались обществом, народом как люди, которые действительно могут прийти к власти. И тем самым нарушался монархический ритуал, который подразумевает эксклюзивность монарха. У него не может быть соперников в реальном времени.
Владимир Путин положил конец этой разноголосицы. Но в 2011-12 наступило небольшое отклонение от монархического ритуала, во-первых, потому что возник Дмитрий Медведев, который нагрел свой президентский трон до некоторой системы ожиданий. Что может что-то измениться и может быть Путин не пойдет на второй срок. Во многом триггером выступления на Болотной площади и Проспекте Сахарова была рокировка 24 сентября 2011 года в Гостином дворе. Когда вопреки ожиданиям многих, в том числе таких знаменитых людей Барак Обама, Алексей Кудрин, Анатолий Чубайс и я. Гомер, Мильтон и Паниковский, все же Владимир Путин решил пойти на следующий срок. Кстати, это явилось одним из важных источников финансирования оппозиции.