Премьер-министр Великобритании Тереза Мэй объявила вчера о мерах в отношении России.
МИД России осудил объявленные Терезой Мэй меры, назвав их «беспрецедентно грубой провокацией, подрывающей основы нормального межгосударственного диалога между нашими странами». Ответные меры не заставят себя ждать, пообещал МИД РФ. Все химическое оружие в России уничтожено, заявил министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Те вещества, о которых говорила Мэй, даже якобы не производились в последние годы советской программы химического оружия, поэтому их и не надо было уничтожать. Такова официальная позиция России — все отрицать, что, в общем, не удивительно.
«То ли зашкалили подлость и цинизм высшей власти в бывшей когда-то великой Британии, то ли эту высшую власть разводят как дурака на четыре кулака», – написал в Facеbook председатель международного комитета Совета Федерации России Константин Косачев.
Лондон вчера также инициировал заседание Совета Безопасности ООН. Заместитель постпреда Великобритании при ООН Джонатан Аллен на вчерашнем заседании Совета Безопасности обвинил Россию в нарушении Конвенции о запрещении химического оружия, а также Устава ООН.
Никки Хейли, постоянный представитель США при ООН, на Совбезе ООН в частности заявила:
"С самого начала я хочу сделать ясной одну вещь: Соединенные Штаты абсолютно солидарны с Великобританией. США считают, что Россия несет ответственность за нападение на двух человек в Соединенном Королевстве при помощи боевого нервно-паралитического вещества.
Если мы не предпримем немедленных и конкретных мер для того, чтобы разобраться с этим вопросом, Солсбери не будет последним местом, где применялось химическое оружие. Оно может быть применено здесь, в Нью-Йорке, или в городах всех стран, представленных в Совете Безопасности. Это решающий момент. Раз за разом страны-члены ООН заявляли, что они выступают против применения химического оружия. Сейчас одна из стран ООН обвиняется в том, что она применила химическое оружие на суверенной территории другого члена ООН. Авторитет этого Совета будет полностью подорван, если мы не призовем Россию к ответственности."
Постпред России при ООН Василий Небензя заявил, что одним из наиболее вероятных источников происхождения отравляющего вещества «Новичок» может быть сама Великобритания. По его словам, в России разработки под условным названием «Новичок» не проводились. Небензя назвал отравление Скрипаля невыгодным для России и расценил инцидент в Солсбери как провокацию накануне выборов президента и Чемпионата мира по футболу в России.
Банально простую и самую вероятную причину случившегося назвал в Facеbook Евгений Ома:
"Человек близкий к теме ЧМ-2018 высказал такую версию: деньги на проведение выделены и уже освоены на 100% при реальной готовности объектов на 60%. Сейчас в Москве не знают кого ещё грохнуть в Англии, чтобы ЧМ отменили и концы вводу, плюс отмазка: нас не любят..."
Объявленные Терезой Мэй меры нельзя никак назвать умеренными, хотя высылку дипломатов можно считать в такой ситуации обычным шагом. Глава британского правительства указала министрам подготовить широкоформатный ответ на дипломатических, экономических и военных фронтах с целью наказать Кремль за преступление в Солсбери, которое министр внутренних дел Великобритании Эмбер Радд назвала «наглым и безрассудным актом». Но этим все не исчерпывается, а некоторые меры пока еще не конкретизированы, например, усиление контроля над гражданами России может означать что угодно, вплоть до депортации и конфискации их активов.
Тем, кто кричит в СМИ и соцсетях: англичане слабаки, мало санкций! А вы ждали, что Мэй даст приказ нанести ядерный удар по Кремлю, да, мои маси?
Мы не знаем и не можем знать всех намерений Терезы Мэй и ее правительства, а судим по тому, о чем она говорит публично. Но ведь язык и дан политику для того, чтобы скрывать свои мысли, и тем более — намерения. Даже то, что она сказала публично, вполне достаточно, чтобы стать «Железной леди 2.0».
Понятно, что Путин не уважает ни границы, ни международное право как таковое. Но британский премьер-министр дала ясно понять не только Москве, но и всему альянсу НАТО, что Россия превращается в государство-изгой. Для НАТО это важный вопрос. Впервые за 69 лет после создания альянса на территории одного из его членов было применено боевое нервно-паралитическое вещество.
Есть еще один немаловажный аспект в противостоянии России и Запада — интенсивность эскалации конфликта. Эскалация, за которой работает логика войны, это колея, из которой уже никто не может выйти. Первая мировая война началась из-за убийства в Сараево, которое запустило в действие самые мощные военные силы мира.
При высокой интенсивности эскалации нынешнего конфликта начинает работать безупречная логика войны, которая всегда начинается с незначительного на первый взгляд события, затем эскалация, а потом процесс уже неконтролируемый никем. Разве что на небесах…
Тут тонкая игра. Как бы того не хотелось, нельзя допустить слишком быструю эскалацию, чтобы избежать мировой войны. Спешим медленно. Жернова истории мелют медленно, но верно. Месть — это такое блюдо, которое на Западе, в строгом соответствии с процедурой, подают холодным. К Каддафи, например, возмездие пришло через 23 года после взрыва по его приказу Boeing 747 рейса 103 Pan American над Локерби в Шотландии.
Россия уже в тисках санкций за аннексию Крыма и развязанную войну на Донбассе. Экономика РФ и так трещит по швам. Вполне очевидно, что санкции и изоляция России будут только нарастать. Иллюстрация, на которой показана реакция рынка РФ на речь Терезы Мэй, вполне наглядно показывает, как будут развиваться дальнейшие события.
Мир вступил в Холодную войну 2.0 еще четыре года назад, когда Россия аннексировала Крым, но Запад только сейчас начинает предпринимать действительно активные меры. Как говорится, лучше поздно, чем никогда.