Отток мозгов и рук: как остановить эмиграцию
Миграция может иметь для государства как негативные, так и позитивные последствия.
Общественное беспокойство относительно проблем миграции и перспектив возвращения украинских трудовых мигрантов в последнее время подпитывается как официальными сообщениями (например, со стороны НБУ, МИД), так и соответствующими данным международных экспертов. Тем не менее, эту проблему не так часто обсуждают в контексте государственной политики. Почему так происходит?
Прежде всего стоит отметить, что в сегодняшнем все более взаимозависимом и взаимосвязанном мире международная миграция населения является реальностью для почти всех уголков земного шара. По последним данным ООН, в мире продолжает расти общее количество международных мигрантов. Если в 2000 и 2010 годах таких было соответственно 173 и 220 млн, то в 2017 году их число достигло 258 млн. Итак, в 2017 году численность мигрантов соответствовала уровню в 3,3% от числа всего населения мира.
В Украине ситуация значительно хуже – доля мигрантов в возрасте 15-70 лет составляет около 10%. Если верить этим оценкам, то масштабы трудовой миграции в нашей стране действительно достигли угрожающе высоких размеров.
Новая волна трудовой миграции из Украины обусловлена многими факторами, важнейшими из которых являются военная агрессия, глубокий и длительный экономический кризис, падение уровня жизни домохозяйств, безработица. Очевидно, что украинцы ищут перспективы высоких заработков и лучших систем социального обеспечения.
Кстати, восточноевропейские государства в свое время также подвергались масштабной эмиграции своих граждан. Примечательно, что восточные европейцы начали массово мигрировать в Западную Европу еще до вступления их стран в ЕС. Сильный отток наблюдался и в странах, не входивших в состав Союза. Основными направлениями движения поляков, латышей и литовцев были Великобритания и Ирландия. Эстонцы же ехали в Финляндию, а румыны – в Италию и Испанию.
Только один пример: за 1990-2005 годы из Румынии выехало 9% населения. Согласно докладу ОЭСР, в первые годы румынская эмиграция в основном затрагивала этнические меньшинства, а затем и других соискателей. До 2007 года, когда Румыния присоединилась к ЕС, большинство румынских эмигрантов уже выехали из страны.
Та же история с Болгарией, которая присоединилась к ЕС в 2007 году. В первой половине 1990-х годов чистые показатели миграции в Болгарии составили более восьми человек на тысячу, а за последние пять лет этот показатель постепенно уменьшался до чуть более 1 человека на тысячу.
Албания, которая не является членом ЕС, получила еще больший отток мигрантов.
По моему мнению, Украина повторяет путь этих восточноевропейских государств. Нынешняя трудовая эмиграция украинцев по сути является определенным предохранительным клапаном в условиях низких возможностей трудоустройства на достойные рабочие места на родине.
И теория, и практика доказывают, что в краткосрочной перспективе миграция может принести очень большие выгоды как для мигрантов и их семей, так и для страны происхождения. Уменьшение безработицы и неполной занятости, сокращение масштабов бедности, повышения доходов и благосостояния – это далеко не полный перечень положительных последствий для тех, кто выезжает. Сюда же можно отнести улучшение других аспектов человеческого развития, таких как образование и здравоохранение. Государство, в свою очередь, получает большие объемы денежных переводов, которые обычно являются менее волатильными и более надежными источниками иностранной валюты, чем другие потоки капитала во многих развивающихся странах.
По данным Всемирного банка, начиная с 2000 года глобальный объем денежных переводов в страны с низким и средним уровнем дохода вырос почти в 6 раз и в 2016 году достиг $429 млрд. В глобальном масштабе денежные переводы теперь более чем втрое превышают объем официальной помощи. Уже доказано, что денежные переводы производят стабилизационный эффект как на макроэкономическом уровне, так и на уровне домашних хозяйств, поскольку они являются большим и стабильным источником иностранной валюты. Кстати, объемы денежных переводов выросли и в Украине – с 4,5% ВВП в 2013 году до 6% ВВП в 2017 году. Отдельные исследователи указывают, что правительства и субъекты частного сектора развивающихся стран могут использовать будущие потоки денежных переводов в качестве залога для привлечения финансирования на международном рынке капитала (Ketkar and Ratha 2005, 2009). Эти инновационные механизмы финансирования можно использовать для сбора средств на такие проекты развития, как жилье с низким доходом или водоснабжение.
Миграция также может предусматривать передачу навыков, знаний и технологий, которые трудно измерить, но именно это может оказать значительное положительное влияние на производительность и экономический рост. Кроме того, эксперты все чаще признают, что мигранты могут играть важную роль в постконфликтном восстановлении государств их происхождения.
Однако, долгосрочные последствия оказываются гораздо менее положительными: на самом деле государство имеет все меньше населения трудоспособного возраста, теряет образованную молодежь и квалифицированных специалистов. «Отток мозгов», в частности, означает потерю государственных ресурсов, вложенных в их образование, сужение промышленности и ухудшение деловой среды.
Сокращение численности трудоспособного населения в связи с миграцией составляет и грозную фискальную проблему. Потому что давление на государственные финансы происходит по двум каналам: 1) будут расти расходы на программы, связанные с возрастным (пенсии и здравоохранение) фактором; 2) снижение потенциала экономического роста.
Как остановить миграцию?
Мировой опыт, в том числе восточноевропейских стран, свидетельствует, что государства/правительства должны применять комплексный подход в вопросах политики по миграции. Следует:
1) сосредоточиться на создании условий, которые поощряют людей оставаться/возвращаться в государстве
2) укреплять институты власти
3) повышать уровень участия оставшейся рабочей силы
4) повышать производительность труда
5) стимулировать население на расходование денежных переводов на инвестиции, а не на потребление
6) работать с диаспорой, в том числе с точки зрения расширения доступа к международному финансированию
Для эффективного регулирования миграции нам необходимо воплощать эти фундаментальные идеи в жизнь уже сегодня.