Дело в том, что генеральный секретарь Компартии Китая решил серьезно изменить государственное устройство своей страны. Прежде всего, реформы касаются самого Си Цзиньпина и его места в мировой истории. Естественно, эта роль должна стать намного больше и важнее, чем сейчас. Фактически, он должен стать императором.
Объясню, как там все сейчас организовано. Основатель современного Китая Мао Цзэдун правил им почти 30 лет, строил коммунизм и, конечно, довел страну до полной нищеты, голода, разрухи и ада по всем параметрам.
Только смерть Мао спасла Китай от окончательной гибели. Тем не менее, его в Китае почитают – как символического отца-основателя, но не более того. Настоящим же отцом-основателем был следующий правитель – Дэн Сяопин. При сохранении внешнего коммунистического антуража – серпов, молотов и красных знамен – он создал эффективную капиталистическую систему и ввел новые правила управления страной.
Экономика Китая стала невероятно быстро расти (сейчас она уступает только американской, но скоро и ее догонит). Но вот политическое устройство оказалось еще важнее. Мне кажется, эффективность Китая во многом обязана этой системе.
Работает она так: в Компартию берут только самых умных, сообразительных и успешных людей страны. Это может быть и бизнесмен-миллионер, и простой рабочий. Но простой народ – широкие массы – к управлению страной не подпускают и близко. Китайцы считают, что эти люди просто недостойны участвовать в столь важном деле. Демократии там нет и близко. Точнее, она есть, но только для членов партии.
Аристократии можно все – и свободные дискуссии, и свободный интернет, и даже критика начальства. Но тех членов партии, кто "зажрался", потерял хватку, проворовался или стал неэффективным, из партии выкидывают. Там идет постоянная ротация, что хорошо для любой системы. За счет всего этого Китай стал просто невероятно эффективным.
Однако Си Цзиньпин почему-то решил положить этому конец. Согласно его планам, в ближайшее время система Дэн Сяопина будет уничтожена. Проще говоря, он сам сможет занимать пост руководителя страны не два раза по пять лет, как все лидеры до него, а столько, сколько захочет. Си намерен снять ограничение по числу сроков для генсека Компартии. Он хочет стать новым Мао.
Тут есть сразу несколько рисков для Китая.
Появление "вечного" руководителя приведет к застою всей системы. У молодежи не будет стимула рваться наверх, старики изо всех сил станут держаться за свои места. Вместо страны все начнут думать о своих кабинетах и полномочиях.
Без плановой ротации кадров вспыхнут гигантские аппаратные войны – чиновники будут подсиживать друг друга и стараться уничтожить. Эффективность китайской бюрократии покатится вниз, а коррупция – полезет вверх.
Сам "великий лидер" неизбежно начнет обрастать собственным кланом – людьми, которым он доверяет лично и безусловно. Это будут уже не профессионалы, а вассалы или даже подданные.
В таких условиях Китай почти наверняка растеряет динамику своего развития. Почти весь мировой опыт (за редчайшими исключениями) свидетельствует, что несменяемость власти – это огромная беда для любой страны.
Самый близкий для Китая пример – Россия. Там несменяемость власти породила эпических масштабов коррупцию, кумовство, неэффективность, деградацию и развал всего и вся. При Владимире Путине даже гигантские цены на нефть не помогли России вырваться из вечной нищеты и отсталости. Китай может запросто разделить эту судьбу, если у власти на десятилетия останется один человек. В этом случае все мечты о мировом господстве в XXI веке просто разобьются о жажду власти товарища Си.
Западная демократия немного проигрывает в эффективности нынешней китайской аристократии, но, безусловно, выигрывает у российского застоя. С большим счетом. Пойдя по пути Москвы, Пекин обречет себя на поражение от Запада.
На ближайшем съезде Компартии Китая должно пройти голосование о том, разрешить ли Си Цзиньпину править страной до конца его дней. Думаю, жизненный интерес китайской элиты сейчас в том, чтобы не позволить ему стать императором. В противном случае, через некоторое время не останется и самой империи.