Будапешт, как известно, требует отказаться от национальной образовательной политики в Закарпатье. Варшава, в свою очередь, навязывает миру свое, довольно специфическое представление об истории. В нем поляки – это милые, добрые, светлые – сущие ангелы, а вот их соседи (и особенно украинцы) – злобные и кровожадные варвары.
При этом и Польша, и Венгрия совершенно очевидно используют то обстоятельство, что уже состоят в Евросоюзе и НАТО, куда Украина только стремится. Венгры вовсю используют свое право вето, чтобы блокировать важные контакты между украинскими и натовскими военными и дипломатами.
Фактический правитель Польши, ее "серый кардинал" Ярослав Качиньский еще год назад открыто заявил, что Украину не примут в Европейский Союз, если у нее будет своя, а не польская версия истории XX века.
Это, прямо скажем, очень некрасиво и в обычных обстоятельствах называется "шантаж". Но венграм и полякам плевать. Они прекрасно понимают, что в мире никто не заступится за Украину, в которой на высшем уровне процветает коррупция.
Повод для оптимизма дает безумная самонадеянность и даже наглость нынешних правителей Польши и Венгрии
При этом сам Киев тоже ничем ответить не может – по все той же причине: повальные воровство, кумовство и безнаказанность во власти не дают подняться и укрепиться экономике страны. Из-за этого у страны просто мало сил, она обескровлена.
Но надежда на улучшение ситуации все-таки есть. Правда, к сожалению, дело не в эффективной борьбе с украинской коррупцией – тут как раз все плохо и становится только хуже. Повод для оптимизма дает безумная самонадеянность и даже наглость нынешних правителей Польши и Венгрии. Они осмелели настолько, что принялись вставлять палки в колеса самому Евросоюзу, не обращая внимания на возражения прочих стран.
В венгерском случае речь идет, прежде всего, о миграционной политике. Несмотря на настоятельные требования Брюсселя и даже проигранный Суд ЕС, Будапешт наотрез отказывается принять у себя полторы тысячи мигрантов из Азии и Африки. Хотя Германия, например, дала приют миллиону человек. Помимо этого, у чиновников ЕС есть претензии к все более авторитарной системе власти в Венгрии. Она сделана так, что правящую партию "Фидес" премьера Виктора Орбана почти нереально убрать из власти.
На днях венгерское правительство ухитрилось разругаться в пух и прах с Люксембургом – крошечным, деликатным и невероятно мирным пряничным княжеством. Венгерский министр иностранных дел Петер Сийярто обозвал люксембургского коллегу "идиотом, который ненавидит Венгрию". Причина была в том, что Жан Ассельборн предложил венграм не запрещать некомерческие организации, помогающие мигрантам.
Люксембуржец на это ответил, что на венгра зла не держит. Но, по его словам, членство Венгрии в ЕС оказалось под угрозой из-за нежелания Будапешта следовать европейским нормам в политике и государственном управлении.
Венграм, которые ведут себя все более агрессивно, уже открытым текстом говорят: "Еще немного и довыпендриваетесь!". Ну а если их выгонят из ЕС, то потом могут и из НАТО попросить на выход.
Примерно то же касается и Польши. В конце прошлого года Евросоюз начал процесс введения санкций против Варшавы. В этом случае наказание последовало за новыми законами о судоустройстве. Согласно этим законам, независимость судебной власти в Польше скоро будет ликвидирована, а судьи попадут под контроль партии "Право и Справедливость" Ярослава Качиньского. Поскольку именно Верховный суд в Польше утверждает (или не утверждает) итоги выборов, такой порядок позволит этой партии тоже вечно сидеть во власти.
Сейчас венгры и поляки координируют усилия. Они собираются вместе нарушать правила ЕС в области миграции, верховенства права и демократии, а также вместе отбиваться от критики и санкций из Брюсселя.
Вполне возможно, что сначала это сработает: для принятия санкций против какой-либо страны ЕС нужно согласие всех прочих стран. Польша и Венгрия тут могут помочь друг другу правом вето. Однако если санкции начнут вводить против них одновременно, это будет совсем другая история. Тут уже отвертеться они не смогут.