«Антибандеровский» закон не помеха: в Польше растет приток украинских рабочих
Несмотря на все эти разговоры вокруг Степана Бендеры, в действительности идет процесс интеграции трудового рынка Польши и Украины, и этот процесс будет только нарастать.
Пока украинские и польские политики никак не могут договориться относительно антибандеровского закона, в самой Польше бизнес мало обращает внимание на эту возню политиков и действительно осуществляет далеко идущие действия, которые радикально могут поменять как рынок труда Польши, так и Украины, при этом создать довольно интересный симбиоз экономики стран. Но все порядку.
Для многих украинцев работа в Польше - это единственная возможность пережить «реформы Порошенко и Гройсмана», которые закончились тем, что найти нормальную работу в Украине сложно, а если сравнивать зарплату, то получается, что в Польше зарплата почти в 5 раз выше чем в Украине. Поэтому желании поработать в Польше возникает и будет возникать все больше и больше. Но и Польше уже не может без украинских гастарбайтеров. В 2017 около 14% всех работающих в Польше были жители из Украины. И полякам все мало и мало. Тут нужно открывать небольшую тайну.
В ЕС Польшу никто не любит, как и Польша не любит никого в ЕС. Но деньги любят все и поэтому, сейчас около половины ВВП Польши создают компании, где есть иностранные собственники. Так, как в Польше используется не евро, а злотый, которые очень сильно передевальвирован, то в результат немецким или голландским компаниям выгодно открывать филиалы и совместные предприятия в Польше, чтобы изготовлять продукцию от гвоздей до автомобилей в Польше, где зарплата в 3 раза ниже, чем, например, в Германии. А так как Польша - член ЕС, то польскую продукцию, что производится без каких-либо таможенных ограничений поставляют в любую страну ЕС и при желании за пределы ЕС. И самое главное - она соответствует евростандартам, поэтому дополнительную сертификацию проводить не нужно.
По этой причине не только крупные, но средние и мелкие компании с Германии или Франции с удовольствием работают в Польше, но и сами польские компании ориентированы прежде всего на рынок ЕС. Они тоже с удовольствием выполняют заказы немецких и французских компания. Так как много заработать на рынке Польши не получается, зато рынок ЕС приносит хорошие деньги. Но это не отменяется жестокую конкуренцию, которая и проявляется в бесконечных скандалах между Польшей и другими странами ЕС и руководством ЕС. Рост при этом рост ВВП Польши превышает показатель в 4% каждый года, а по итогам 2017 году предварительный рост 4,7%. Один из самых лучших показателей рост ВВП среди стран ЕС. Интеграция Польши в экономику ЕС дает возможность Польше расти и развиваться, но для этого нужно все больше и больше рабочих рук. Безработица в Польше по итогам 2017 года упало до рекордного уровня 4,7%. А вот как раз рабочих рук в Польше все меньше и меньше.
Когда Великобритания заявила о выходе из ЕС, многие и в Польше ожидали, что часть польских граждан, работающих в Великобритании вернутся домой. Но это не произошло. Процесс оттока поляков на работу в другие страны ЕС только увеличился. И тут главная причина - очень низкая заработная плата в Польше по сравнению, например, с Германией. А так как для поляков нет никаких юридических преград работать легально в Германии на любой работе, то понятно, что поляки стремятся работать не в Польше. В свою очередь, польскому бизнесу нужны новые и новые рабочие, так как заказы из той же Германии все больше и больше, потому что зарплата в Польше низкая. Этот парадокс и есть основа экономики Польши. Так что нет ничего удивительного, что при такой низкой безработицы зарплата в Польше растет ужасно медленно. Но если польский бизнес повысит зарплату до уровня близкого к немецкой, он просто разорится, так как не будет заказов в той же Германии, хотя тогда поляки действительно вернутся в Польшу работать. И вот тут на помощь приходят украинские гастарбайтеры, которые и позволяют сейчас Польше делать экономическое чудо. Без украинских гастарбайтеров польскому бизнесу пришлось бы повышать реально заработную плату, но тогда пришлось бы поставить крест на своем будущем. Но теперь будущее в польской экономике есть и, скорее всего, рост ВВП Польши будет в ближайшее время расти и расти.
Данные министерства труда Польши о количестве украинцев, работающих там в 2017 году оказались очень интересны. Количество украинцев, которые работают в Польше по трудовым визам (трудовая виза выдается на срок от 1 до 3 лет) за 2017 год уменьшилось на 3% по сравнению с 2016 годом, а вот количество украинцев, работающих по заявлению (временная работа на 6 месяцев без трудовой визы, с 1.01.2018 года срок временной работы без визы продлен до 9 месяцев) выросло на 37% по сравнению с 2016 годом. Вот этот сигнал четко показывает, что ждет в будущем украинских гастарбайтеров. Польша и дальше будет ограничивать выдачу трудовых виз, но при этом фактически нарушать трудовое законодательство ЕС и разрешать работать в Польше на срок 9 месяцев в году без виз. Это дает возможность Польше иметь относительно большое количество дешевой рабочей силы из Украины, но при этом в случае изменения на рынке труда Польши можно будет просто уменьшить количество украинских гастарбайтеров без особых проблем. Тем более, что украинцы, которые работают в Польше по заявлениям, там платят и налоги и даже перечисляют деньги в Пенсионный фонд Польши, что позволяет польскому правительству платить нормальную пенсию польским пенсионерам, так как отток работоспособного населения из Польши создало некоторую напряженность в сфере пенсионного обеспечения. В Польше 60 человек нетрудоспособного возраста приходится на 100 человек трудоспособного населения.
В тот же самый момент, украинцы, работающие в Польше, привозят заработанные деньги и в Украину и тем самым помогают экономике. По данным польских СМИ, украинцы работающие в Польше за 2017 года перечислили в Украину около 2,7 млрд. долл. Но это только официальные платежи, а подсчитать сколько украинцы привезли домой валюты из Польши в своих карманах не возможно. Не исключено, что эта сумма может быть эквивалентна сумме официальных переводов из Польши. Поэтому нет ничего удивительного, что в Западной Украине активно растет жилищное строительство, не смотря на то, что по уровню официальных зарплат это считаются самые бедные регионы в Украине.
Что касается опасения того, что украинцы будут не только работать в Польше, но и стараться туда переехать на постоянное жительство, то тенденция такая имеет место, но получить польское гражданство сложно, и даже вид на жительство выдают не всем желающим. За последние двадцать пять лет только 1112 граждан Украины получили польское гражданство и нет существенного роста этого процесса. Если говорить о виде на жительство, то хотя сейчас таких разрешений около полумиллиона, но большая часть выдана украинцам, которые работают по трудовым визам и учатся в Польше. Не все они могут потом остаться в Польше.
Несмотря на все эти разговоры вокруг Степана Бендеры, в действительности идет процесс интеграции трудового рынка Польши и Украины, и этот процесс будет только нарастать. Для польских компаний более выгодно импортировать рабочую силу из Украины, чем создавать предприятия в Украине, а потому мучаться с таможней, чтобы поставлять эту продукцию в Германию или другие страны ЕС. Куда проще, открыть предприятия в Польше и пригласить на работу украинцев и даже им платить зарплату на уровне поляков с уплатной всех налогов. Это более выгодно, чем бизнес в Украине. Вот такие наши реальные условия. Есть спрос на рабочую силу, значит будем поставлять рабочую силу, а она будет поставлять в Украину валюту, которая сможет решить все проблемы и валютного рынка и отдать все внешний долги в том числе и МВФ, и ЕС. Процесс запущен в действие.