Почему политическим силам в Украине так трудно объединяться
На самом деле старт избирательной кампании в Украине начинается с заявлений о необходимости объединения.
Эта политическая традиция существует практически с момента Независимости, когда раздробленное политическое поле постоянно пытается ликвидировать эту раздробленность путем различных объединений против власти. В чем природа этих попыток объединиться, и почему невозможно или возможно объединение?
1. Раздробленность
Политическая раздробленность после обретения Независимости не является проблемой только Украины - такую ситуацию можно было наблюдать повсюду, где свергли советский режим. Причина раздробления заключалась в том, что субъект, который боролся с режимом, был слабо институционализирован и организован. Раздробление было меньше там, где были сильные лидеры, больше там, где лидеры были следствием политического консенсуса. В Украине не было сильного лидера. Соответственно, после обретения Независимости миссия была достигнута, и ранее объединенные в целостное движение теперь начали массово создавать свои партии и бороться друг с другом.
Раздробленность сделала всех слабыми. Единственной организованной силой остались бюрократия и на тот момент протоолигархи. Именно они и смогли забрать себе власть. Другие пытались создавать блоки и объединения на разных фронтах, тем не менее, это всегда завершалось междоусобными конфликтами и поражениями.
2. Невозможность объединения
Почему же большинство попыток объединиться завершаются неудачей? Проблема заключается в том, что большинство игроков, которые садятся за стол, одинаково слабы. А значит, каждый из них начинает блефовать, чтобы получить преимущества. Только в отличие от игры в покер, в таких попытках объединиться никто не обязан проигрывать. Поэтому когда блеф превращается в откровенную ложь – все расходятся и каждый начинает играть за себя.
Когда после Майдана многие организации регулярно собирались, чтобы сформировать единую политическую силу – это превращалось в бенефис блефа. Примерно одинаково слабые организации подавали себя как мощные народные движения, приписывали себе начало революции и требовали возглавить объединение. Результат был плачевен. Никакого объединения не произошло. А большинство лидеров растворились в олигархических проектах или вообще оказались за бортом.
Здесь есть еще один важный момент. Попытки объединить различные по природе организации стали идеей фикс и главной деятельностью большинства лидеров и независимых модераторов. Стороны сконцентрировали свою деятельность на бесконечных торгах, забыв про реальную работу с обществом. В результате объединение не состоялось, а потраченное время и разочарованное общество окончательно уничтожили поддержку.
Сегодняшняя ситуация является аналогичной. Осенние протесты Саакашвили проходили при поддержке большого количества скудных организаций и инициатив. Но даже они не смогли объединиться и продемонстрировать коалицию. Тем не менее, этот факт не остановил разговоры о необходимости нового объединения. На самом деле, природа этих разговоров кроется в коллективном бессилии. Чувствуя неспособность действовать, все начинают разговоры об объединении, тратят время и силы, не объединяются и проигрывают.
3. Возможность объединения
И тем не менее, примеры объединения в нашей истории есть. Ющенко, 2002 год, блок "Наша Украина". Тогда объединились 8 политических партий. Причем все соглашались и принимали ультимативные условия Виктора Ющенко. Вокруг Ющенко объединились два Народных движения (УНП и НРУ), которые за 3 года до того окончательно разделились, потому что не могли договориться. Здесь также надо вспомнить, что Виктор Ющенко совсем не показал себя героем во время акции "Украина без Кучмы", а наоборот - был "предателем", подписав письмо трех.
Почему Ющенко удалось? Рейтинг. Было понятно, что его экономические реформы и показной патриотизм создали ему значительно больший рейтинг, чем у всех раздробленных политических сил вместе взятых. Поэтому в вопросе объединения блеф был не возможен. Лидер был не результатом политического компромисса, а результатом общественной поддержки.
И здесь есть ответ на вопрос об объединении сегодня – нужно искать общественную поддержку. Вместо декларирования очередных бесперспективных попыток объединиться на нулях, стоит наоборот сконцентрироваться на работе с обществом. Мобилизация общества, разговор с ним дают рейтинги и инструменты для объединения всех остальных.