Есть страна, которая очень сильно пострадала от немецкой и российской оккупации. Если вы думаете, что это Украина, то очень сильно ошибаетесь. Речь идет о Польше. По крайней мере так польский премьер-министр Матеуш Моравецкий заявил в своем видеообращении, записанном и распространенном в Польше недавно. Обращение сделали с целью объяснить принятый польским Сеймом проект закона об институте национальной памяти. В Украине закон уже известен как "антибандеровский".
Всякий, кто отрицает факты преступлений, совершенных поляками против украинцев хотя бы в 1920-х – 1940-х годах, автоматически оказывается в Польше вне закона. Не только украинцы попали под раздачу: отвечать перед польским судом будет всякий, кто вспомнит факты сотрудничества поляков с нацистами в период Второй мировой. Отныне поляки становятся в позицию жертвы репрессий и этнических чисток, в том числе – с украинской стороны.
Ноту протеста Польше по этому поводу уже передал Израиль, потому что евреи болезненно воспринимают все, что связано с Холокостом и, в частности, попытки избежать исторической ответственности и переложить вину на других. Верховная Рада приняла заявление относительно "антибандеровского закона". Потому что Украина пострадала от российских большевиков, немецких нацистов и – внимание! – польских пацификаций не меньше. И не только во времена Второй мировой войны. Все идет к тому, что Польша и Украина скоро начнут математически мериться количеством жертв и масштабами разрушений. И не стоит забывать, что намного раньше по подобному поводу высказалась Россия устами Владимира Путина. Вспомните скандальное заявление 2010-го года: мол, Россия победила бы нацистскую Германию, даже если бы Украина не входила в состав СССР.
Наши проблемы на самом деле начались с тех пор. Украинцы, в том числе известные лица, возмущались в соцсетях. Даже что-то комментировали возмущенно. Однако Верховную Раду по поводу скандального и унизительного для украинцев заявления Путина не созвали вне очереди или, как вариант, не подготовили никакого общего политического ответа. Не имеет значения, что Украину тогда возглавляли Виктор Янукович и "Партия регионов", – глотать подобное не может и не имеет права ни одна уважающая себя власть.
Два года назад Украина впервые столкнулась с Польшей по поводу трагических событий на Волыни 1943-го года. Пропагандисты называют их "волынской резней", а польские кинематографисты создали соответствующий фильм, явно антиукраинского содержания. Однако нашу сторону хватило на развертывание широкой дискуссии прежде всего внутри страны и запрет упомянутой ленты "Волынь" для показа. Зато политического заявления Верховная Рада не готовила. Дипломаты не скрестили мечи, Украина не показала зубы. Теперь имеем результат в виде "антибандеровского закона".
В прошлом году ситуация улучшилась. Когда власти Венгрии возмутились изменениями к украинскому закону об образовании, ответ не заставил себя ждать. Всем недовольным Украина ответила в формате: "Не ваше дело!", и это не первый случай, когда наше государство заявило о своей субъектности и начало отстаивать ее в судах. Результат: противники обратно не сдали, но и претензии сняли.
Как бы это сейчас ни прозвучало, но Польша, Венгрия, Румыния, даже Россия в своих обвинениях в нашу сторону в первую очередь отстаивают собственные национальные интересы. Многим не нравятся формы и методы. И по сути выглядит так: та же Польша борется за свое место под солнцем. Вряд ли скандальный закон отменят. Поэтому Украина должна была бы перенять подобные правила игры. Не боясь стоять на своем там, где России, Польше, Венгрии или кому-то еще наша позиция не нравится. Конечно, это не означает формат "у нас коррупция – не ваше дело". Разве что Верховная Рада объявит коррупцию частью национальной политики. Однако упорство соседей-поляков в некоторых делах может и должно передаться нам.