Появилось и немало комментариев от лиц, уже не раз продемонстрировавших, мягко говоря, слабую информированность о предмете обсуждения.
Из того, что известно на сей момент, вырисовывается следующая картина.
Во исполнение ст. 241 закона №3364 Минфин, Госдеп и разведка США в течение предыдущих шести месяцев готовили и в конце концов подготовили, похоже, весьма содержательный документ, получивший в публичной сфере название «Кремлевский доклад». Вчера его открытая часть должна была быть опубликована, а закрытая – передана Конгрессу.
Однако вчера в администрации США, по словам А.Аслунда, возникли непреодолимые препятствия по обнародованию ранее согласованной открытой части доклада. В чем причины возникших возражений относительно публикации ранее подготовленной версии доклада, пока неизвестно. Перед сотрудниками трех ведомств внезапно возникла задача создания по сути совершенно новой версии открытой части доклада в течение нескольких часов, остававшихся до истечения дедлайна в полночь 29 января.
Решение, принятое ими, сейчас всем хорошо известно. Они соединили в один документ официальные списки руководящих сотрудников администрации президента и правительства России, список российских миллиардеров по версии «Форбс» 2017 г., список руководителей государственных компаний по версии РБК 2017 г. Очевидно, отдавая себе отчет в качестве такого «документа», ни один из государственных органов США не разместил указанную открытую версию доклада на своих сайтах. Вместо этого новая версия открытой части доклада была передана в АР, NBC, Блумберг, Файненшл Таймс, и уже ими размещена на своих сайтах.
Поскольку опубликованная версия открытой части доклада представляет собой очевидную формальность, то его авторы самым жестким образом заявили – и в ее преамбуле, и в пресс-релизе и в разъяснениях на сайте Казначейства, что упоминание каких бы то ни было лиц как в открытой части доклада, так и в его закрытой части ни в коей мере не влечет за собой каких-либо юридических последствий:
Этот отчет не является «списком санкций». Хотя некоторые лица, упомянутые в докладе, могут быть подвергнуты санкциям другими органами, включение физических или юридических лиц в настоящую открытую часть доклада, в приложения к нему или в его закрытую часть никоим образом не должно интерпретироваться в качестве подтверждения введения санкций в отношении этих лиц или организаций. Включение того или иного имени в настоящий доклад также не является утверждением каким-либо органом того, что любое из этих лиц или любая организация соответствует критериям для включения в рамки любой программы санкций. Более того, включение отдельных лиц или организаций в открытую часть настоящего доклада, в приложения к нему или в его закрытую часть само по себе не означает, не порождает и не создает каких-либо ограничений или запретов на отношения с такими лицами либо в США, либо с иностранцами. Включение того или иного имени в открытую часть доклада также не означает, что правительство США располагает информацией об участии этого человека в каких-либо неприглядных действиях. [1-30-2018]
Таким образом, опубликованная версия открытой части доклада не представляет собой абсолютно никакой ценности – ни юридической, ни аналитической, ни информационной. Она не выполняет ни одного требования, поставленного Конгрессом администрации США в ст. 241 закона №3364, и не влечет за собой никаких последствий.
Поэтому все заявления, споры, жалобы, обиды относительно включения или невключения в опубликованный список тех или иных лиц (как-то: Путина, Чубайса, Авена, Фридмана, Гундяева, уполномоченного по правам ребенка, руководителя Федеральной архивной службы и т.д.) абсолютно иррелевантны. Они свидетельствуют лишь о том, что лица, сделавшие такого рода заявления (от Путина и Медведева до Чубайса и Латыниной) либо не прочитали документ, либо не поняли, о чем в нем идет речь.
Однако кроме опубликованной открытой части доклада есть и его закрытая часть, переданная вчера в комитеты Конгресса. Об этой закрытой части известно немногое – за исключением того, что создание ее потребовало, по словам министра финансов США С.Мнучина, «экстраординарного объема работы», что она «содержит детальнейший анализ», а ее размер составляет «сотни страниц».
Очевидно, что небессмысленно комментировать «Кремлевский доклад» можно будет только тогда, когда станет известным содержание именно этой, закрытой, его части.