Но по результату Сурков сделал достаточно интересное заявление. Он назвал "реализуемым" новый план, который представила американская сторона.
И уточнил, что речь идёт о поэтапном развёртывании миротворческого контингента. Поэтапный формат мы в Ukrainian Institute for the Future указали впрогнозе на 2018 год как один из наиболее вероятных сценариев.
Остаётся вопрос: когда начнётся. Ответ в 10-и минутном ролике.
Для тех, кому удобней читать - дам краткий перечень аргументов.
Политические соображения Киева и Москвы.
Для РФ сегодняшняя ситуация "ни войны ни мира" удобна, поскольку позволяет торговаться, в том числе, пытаясь увязать решение украинского вопроса с другими кризисами, где роль России существенна. При этом демонстрация определённого "прогресса" позволяет ставить вопрос как минимум об ослаблении санкций, наложенных "за Донбасс".
Для Украины резкие шаги в 2018 году, который является предвыборным невыгоден. В частности, любая миссия по поддержанию мира сопровождается формированием местных властей - то есть выборами. Такой электоральный процесс, как правило не входит в мандат миссии, но и для "урегулирования" и просто для удобства работы миротворцев, нужна хоть какая-то власть с частичной легитимностью (про легальность не говорю).
Власти Украины понимают, что решение о выборах на оккупированной территории может стать причиной политического кризиса, рискующего вызвать досрочные выборы уже во всей Украине. Так "подогревать" избирателя никто не хочет. А уж тем более, если верить Суркову, этапы миссии связаны с политическими шагами. То есть если будет "слишком быстро", то можно доиграться до участия "ДНР" и "ЛНР" в выборах в Верховную Раду 2019 года. Тем более нежелательно.
Поэтому интересы Украины просты - прекращение огня (чтобы жертвы были минимальны или их не было) и долгий процесс разговоров, который оттягивает момент введения в политическое поле страны вожаков террористов.
Но даже если отбросить эти соображения, остаются временные рамки процесса. Поэтому. даже если допустить, что Волкер и Сурков обо всём договорятся на следующей встрече (конец февраля-март), миротворцы будут не скоро. Давайте посчитаем вместе:
И Волкер и Сурков всего лишь посредники. То есть они доносят информацию до Госдепа и МИДа РФ, президентов. А те уже принимают решение. Такая процедура займёт как минимум месяц.
Путин и Трамп не могут сами принять решение -- нужна встреча в Нормандском или ином формате с участием Украины. На подготовку и проведение таковой уйдёт еще как минимум месяц.
Вот уже и лето наступило...
- После принятия политического решения идёт обращение в ООН, где обсуждается формат миссии, готовятся документы к заседанию Совбеза. Это не быстрый процесс - в конце концов есть вопрос в том, кто подписывает Мандат. Одна сторона - Украина. А вот вторая... Для Киева очевидно, что мандат должна подписать РФ. Для России очевидно, что "ЛНР" и "ДНР" - таким образом они, с одной стороны, показывают конфликт как внутриукраинский, с другой, получают возможность участвовать в миссии своим контингентом. Таким образом на согласование данных деталей уходит ещё месяц-полтора.
- Подготовка и проведение заседания Совета Безопасности. Проблема в том, что он "каждый день" не заседает. Поэтому плюсуем как минимум месяц на подготовку заседания.
Вот и август заканчивается...
- Решение Совбеза есть, но нужно решить вопросы с контингентом - отправляются запросы в страны, готовые предоставить военных, те подсчитывают сколько отправляют. Одновременно решаются вопросы бюджета (а тут у ООН есть дефицит). Далее согласование со сторонам
- и мест, где будет размещаться первая волна миротворцев. Вот вам ещё как минимум 6-8 недель.
- Переброска миротворцев, создание их баз, начало работы, консультации по разведению сторон. Такая логистика и "дипломатия на местном уровне" занимает ещё месяц.
- Само разведение. Не менее 2 недель.
Вот и осень прошла.
Таким образом в декабре 2018 могут появится миротворцы. После этого будет начато обсуждения вопросов формирования местной власти. Но, поскольку вопрос щепетильный, процесс идёт не быстро.
В это время в Украине идёт предвыборная гонка. Власть ставит себе в заслугу прекращение огня (стрелять перестанут) и утверждает, что будет защищать политические интересы. Проблемы Киева понимают и внешние партнёры (кроме, разве что РФ) - они не слишком давят со сроками.
Таким образом политические шаги, дальнейшая реализация оставляется для нового (или нового-старого) президента и новой Рады.
Ведь это в европейских демократиях принято "закрывать" кризисы, или, как минимум, ставить точку в формировании своей позиции перед выборами, дабы не оставлять проблем тем, кто придёт следом. Украина только идёт в Европу, поэтому в отношении проблем алгоритм иной:
- А это пусть расхлёбывают те, кто придут после нас!
- Те, кто приходит, независимо от наличия (они как правило есть) и масштабности проблем даже в своих собственных неудачах винят "попередникив" как минимум года два, если не три.
А дальше - смотри п.1.