Квоты и экспорт Украины в ЕС: кто выиграл, а кто проиграл?
Относительно недавно была очередная истерика, что Украина уже выбрала квоту на поставку пшеницы в ЕС. Многие СМИ это подавали как крах экономики Украины. Но, что же произошло и происходит на самом деле?
Полагаю, стоит еще раз рассказать всем моим читателями, а также отдельным экспертам и консультантам, что такое квоты на экспорт Украины в ЕС, ибо путаница и выдумки зашкаливают.
По Соглашению об ассоциации с ЕС, с 1 января 2016 года Украина и ЕС начали создавать зону свободной торговли. Этот процесс должен быть закончен в течение десяти лет, за это время каждый год импортные и экспортные пошлины между Украиной и ЕС снижаются. Но с 1 января 2026 года при поставке товаров из Украины в ЕС не будет никаких дополнительных пошлин на границе, за исключением продуктов питания. Это связано с тем, что производство продуктов питания в ЕС дотируют, и поэтому даже, когда США поставляет кукурузу в ЕС, оплачивает пошлины, за исключением квоты.
Квота на поставку с/х продукции и продуктов питания это льгота, которую ЕС дает другим странам. В рамках квоты украинские экспортеры могут поставлять в ЕС продукты без оплаты пошлины. Но, если квота закончилась, это не значит, что украинские компании не могут поставлять продукты в ЕС. Они могут это делать, и делают, но при этом им приходится платить пошлину. То же самое происходит, если европейские компании захотят поставлять продукты питания в Украину. Они тоже платят, и будут платить пошлины, за исключением квот, которые Украины предоставила странам ЕС.
Классический пример. Украина имеет квоту на поставку в ЕС 16 тыс. тонн мяса птицы, при этом ЕС имеет квоту на поставку в Украину 8 тыс. тонн мяса птицы. В рамках квоты пошлины не удерживаются. Если продукцию поставляют свыше квоты, то нужно платить пошлину от 30 до 100 евро за сто кг мяса птицы. Такие вот условия. За 2017 год Украина выбрала всю квоту на поставку мяса птицы в ЕС, но сверх квоты поставила в ЕС еще больше 50 тыс. тонн мяса птицы. В тот же момент из ЕС в Украину было поставлено мяса птицы около 11 тыс. тонн. Вот такой бизнес. И самое главное. Всего за 2017 год Украина поставила на экспорт около 280 тыс. тонн мяса птицы. Для Украины более привлекательный рынок поставки мяса птицы это не ЕС, а арабские страны. Поэтому хотя квоты это хорошо, но право же, они мало влияют на экспорт. Потому что квота мелкая, а пошлины большие. При этом есть куда более интересный рынок Азии, где люди любят кушать мясо птицы, готовы платить хорошие деньги и не нужно постоянно заморачиваться с ними о квотах. Торговля с ЕС это важно и нужно, но связывать всю торговлю Украины с рынком ЕС – это смешно и несерьезно. В мире много других покупателей украинской пшеницы и украинского мяса птицы.
А теперь пару слов об экспорте пшеницы. Действительно, Украина имеет квоты на беспошлинную поставку пшеницы в ЕС в размере около 800 тыс. тонн. При этом за 2017 год Украина продала на экспорт больше 17 млн тонн пшеницы, и главными покупателями были не ЕС, а Египет, Бангладеш, Индонезия. Мало кто знает, что ЕС является одним из крупнейших в мире экспортеров пшеницы. Поэтому много продать в ЕС пшеницу невозможно. Тем более что, опять-таки, в Азию пшеницу Украина продает успешно и без квот ЕС.
Забыл о квотах меда. Эту квоту Украина уже тоже выбрала, как и квоту по сокам. Но в прошлом году было так же. Квота по меду сейчас 10 тыс. тонн, а Украина продала на экспорт меда около 57 тыс. тонн.
При этом, если зайти на сайт Евростата, можно узнать, что большинство беспошлинных квот были или не использованы вообще, или использованы частично. Есть квота на поставку кондитерских изделий в ЕС в размере 2 тыс. тонн. Ее использовали только на 4%. А квоту на поставку свинины и сигарет вообще не использовали.
Итак, подведем итог. Соглашение об ассоциации с ЕС это хорошо, и беспошлинные квоты это тоже хорошо. Но они не играют существенной роли в экспорте Украины. Тем более, что Украина очень много продает в ЕС не зерна и шоколада, а чугуна и железной руды, а там пошлин нет, или они очень низкие. Вообще ЕС отменил пошлины по большинству украинских товаров за исключением продуктов питания. Но одно дело не нужно платить пошлину, а другое дело продать эту продукцию в ЕС. Никто не отменял конкуренцию. Вот и сейчас Украина может продать в ЕС кукурузу, и продает, но продать готовые кукурузные хлопья не может, потому что европейцы просто не знают украинские бренды этой продукции. А раскрутить такой бренд дорого и сложно. Поэтому проще поставлять в ЕС кукурузу, и пусть они сами делают кукурузные хлопья под европейскими брендами. Вот это настоящая экономика. Как видите, тут нет лозунгов и глупых идей. Все серьезно. ЕС действительно позволяет Украине продавать у себя большинство товаров, но это не значит, что покупатели в ЕС обязаны покупать украинскую мебель или одежду, если они ее не знают, но хорошо знают свои европейские бренды.
Еще раз для всех. То, что Украина использовала часть квот ЕС, ничего существенно не меняет. Для нас более важно, чтобы рос спрос на украинское зерно и металл в странах Азии. Вот, где наш главный покупатель, или, скорее, спаситель. Потому что во многом рынок Азии нам помогает компенсировать потерю рынка России. А рынок ЕС это хорошо, но это сложно. И хотя по итогам 2017 года экспорт Украины в ЕС и вырос на 5% по сравнению с 2013 годом, но это победа наполовину, если вспомнить, что Украина к этому шла в течение четырех лет, чтобы вернуться к уровню 2013 года. Медленно и тяжело. А нужно было быстро и азартно, но не получилось. Так что в 2018 году ждем, в лучшем случае, небольшой рост экспорта в ЕС, но больше думаем о рынках Азии и пытаемся выходить на рынки Африки, вот что для нас более интересно и нужно.