Скандальная история с «холодными каникулами» университета имени Шевченко получила новое гротескное развитие в форме ответа Центра коммуникаций КНУ. Прежде чем начать хохотать и рыдать приведу полный текст сего объяснения.
«Центр коммуникаций Киевского национального университета имени Тараса Шевченко в связи с появлением в СМИ информации о якобы «роспуске студентов Университета на двухмесячные каникулы» официально информирует о следующем: весной 2017 Студенческий парламент Университета, как орган студенческого самоуправления, обратился в ректорат с просьбой при формировании графика учебного процесса на 2017/2018 учебный год учесть возможность празднования студентами новогодне-рождественских праздников и уменьшение пребывания в учебных корпусах в холодный зимний период.
Согласно части 4 ст. 10 Закона Украины «О высшем образовании» Киевский национальный университет имени Тараса Шевченко сформировал график учебного процесса на 2017/2018 учебный год с учетом предложений студенческого самоуправления.
Этот график был утвержден распоряжением ректора №42 от 20.03.2017 г.., Обнародован на официальном веб-сайте Университета и доведен до сведения преподавателей, студентов и сотрудников путем размещения на стендах официальной информации факультетов (институтов, колледжей, лицея)… Информация о денежных средств по всем статьям расходов в смете Университета размещена в разделе «Официальная информация» и в отчете ректора на официальном сайте Университета…
Оплата за услуги ЖКХ за январь осуществлена в установленном порядке, за февраль — частично осуществлена предоплата…»
Давайте разберём по порядку лапшу, что нам пытаются повесить на широко расставленные уши.
Во-первых, нам пытаются втюхать, что есть некий могущественный орган студенческого самоуправления в КНУ, которое определяет политику одного из ведущих университетов страны. То есть, это не фикция, которая является послушным орудием ректората, как это всегда было во всех университетах Украины, а реальный инструмент влияния студентов. Однако, откуда такой орган может там взяться? Может быть в КНУ какая-то особая атмосфера, которая продуцируют людей, способных навязать непреклонную волю ректорату? Может за 26 лет независимости там родилась целая плеяда выдающихся профсоюзных лидеров? Вот не уверен. Ради интереса начал гуглить, что есть о могучем студенческом самоуправлении в КНУ. Например, за весну 2017 года (аккурат, когда самоуправление заставило ректорат принять решение по зимним каникулам) вывалился вот этот скандал об отчислении студентов у которых резко повысилась неуспеваемость после того, как они имели наглость выступить против ректората. Как видим, из описания ситуации отнюдь не вытекает, что в конфликтной ситуации самоуправление защищает студентов. Наоборот, оно скорее традиционно действует в русле политики ректората (как это происходит везде в Украине) и делает вид, что не при делах в ситуации конфликта между администрацией и заигравшейся в демократию молодежью. Впрочем, могут и клеветать. Время нынче сами знаете какое, а интернеты подвержены гибридным манипуляциям.
Потому давайте поиграем в доверчивость и искренне поверим, что студенческое самоуправление проявило стратегическую глубину менеджмента (коим традиционно славится КНУ, как известно, подготовивший не одно поколение «чикагских мальчиков»-реформаторов), осмыслило проблемы зимы 2016-2017 (как известно она была аномально холодной, птицы замерзали на лету, не долетая до середины Днепра) и весной 2017 года попросило ректорат КНУ отправить студентов на зимние каникулы в 2018 году до марта. Какие же проблемы могли подтолкнуть к такому решению?
Здесь нам поможет обращение к первоисточнику, где мы видим формулировку «с просьбой при формировании графика учебного процесса на 2017/2018 учебный год учесть возможность празднования студентами новогодне-рождественских праздников и уменьшение пребывания в учебных корпусах в холодный зимний период».
Он содержит в себе две части.
Первая часть говорит нам о том, что студентам очень хочется праздновать католическое Рождество, потом Новый год, потом православное Рождество, потом старый Новый год, а потом Водокрещение. А поскольку вхождение в праздничный угар очень плотное, то выход из него растягивают еще на полтора месяца. По ходу технично захватывают 14 февраля (известный как день Св. Валентина). Более того, подозреваю, что некоторые недокоммунизированные студенты в угаре могут отгулять и на запрещенное 23 февраля.
В этом желании уйти от мирской суеты зимней сессии и сидения за учебниками просматривается глубокая религиозная мотивация студентов КНУ. Очевидно, перманентный политический митинг в сквере перед красным корпусом университета Шевченко способствует развитию религиозности, толкающей на то, чтобы отложить учебный процесс на два месяца, чтобы усердно помолиться и войти в новый семестр очистившись от грехов.
Странно, конечно, что предыдущие десятилетия студенты успешно сдавали сессии на новогодние праздники и не просили особых условий в виде каникул. Даже, если они по ходу и мерзли. Во всяком случае, вспоминая свою студенческую молодость в 90-е, когда мы сидели в одеялах на парах, мы не додумались принудить деканат к каникулам на два месяца. Не знали, дурачье, что так можно!
Впрочем, все мы знаем, что в нашем обществе в последние годы происходит взрывной рост духовности и религиозности, видный невооружённым взглядом, потому такие порывы студентов органично вписываются в общую тенденцию.
Однако, более интересной и, как я подозреваю, более реалистичной выглядит вторая часть послания центра коммуникации КНУ — об уменьшении пребывания в учебных корпусах в холодный зимний период. Здесь указана базовая мотивация — холод. Этот фактор можно разделить на внешнюю составляющую и внутреннюю.
Внешняя — это когда морозы на улице такие, что несчастные студенты, пробирающиеся сквозь пургу, заносы и 30 градусный мороз подвергают свою жизнь и здоровье риску на 400 метровом участке от метро «Университет» и 400 метровом участке от метров «Льва Толстого». Кто из нас не видел эти сгорбленные под тяжестью учебников фигурки, что бредут сквозь мглу в альма матерь. Бррр. Однако, в прошлую зиму, ни тем более в нынешнюю, температурный режим и условия не были настолько тяжёлыми, чтобы возникла потребность в ограничении передвижения студентов на улице, чтобы ограничивать их доступ университет. Во всяком случае, в Канаде зимой морозы будут побольше украинских, но студенческому самоуправлению, не приходило в месяц голову переносить учебный процесс.
Таким образом, остаётся реальный истинный мотив — низкая температура внутри учебных корпусов. Отсюда вытекает ключевой вопрос — почему она не может быть обеспечена, кто ответственен за это и какое наказание понесёт, как бы не старался прикрыться фиговым листком развитого студенческого самоуправления.
Главный вывод, что можно сделать из этой истории, как по мне, напрашивается сам по себе — нет смысла поступать в «ведущий университет» страны, неспособный обеспечить элементарное тепло в своих корпусах. Если за более чем два десятка лет ведущий университет не способен обеспечить своё отопление под руководством «ведущих специалистов», то чему он может научить, скажем, экономистов или юристов? Как придумывать видимость решения проблем? Или как с помощью отписок прикрывать задницу, когда начинает подгорать? Зачем родителям платить несколько десятков тысяч гривен в год за обучение, когда элементарная зима способна сорвать процесс обучения? При этом в соседней Польше, где, кстати, почти такая же зима, а в последние годы бушуют ураганы, за такие же деньги вас будут учить зимой в тепле, предлагая более качественное образование и диплом европейского образца.
Собственно в этом заурядном скандале и есть суть современного образования в Украине, а в более широком плане, и всего государства. Они беспомощны выполнять свои функции, потому остаётся все убывающие силы бросать на усердное продуцирование видимости бурной деятельности и убеждение окружающих, что эта деятельность рационально обоснована, имеет практический смысл для тех, кто ее оплачивает и только провокаторы и пятая колонна мешают достичь «светлого будущего».