Если план будет выполнен и деньги будут выделены вовремя и освоены - это будет событие. Впервые за время войны Гособоронзаказ приняли в январе. Такое планирование для Украины также новшество. В 2014-м и 2015-м документы планирования были приняты очень запоздало и хаотично составлены. В 2016-м и 2017-м Гособоронзаказ принимался фактически в мае, то есть финансирование выделялось с запозданием, деньги пожирала инфляция, перестраховка рисков, что денег не выделят, причем деньги еще и шли не на приоритетные задачи, а иногда на что-то типа катеров "Ленинской кузни", что не предназначалось для действующей армии. И вот в 2018-м мы наконец-то увидели планирование, в котором виден системный подход.
Массовые закупки противотанковых ракетных комплексов и ракеты к ним, включая с осколочно-фугасной боевой частью - количество достаточное для полного перевооружения действующих на фронте подразделений; закупки систем радиоэлектронной борьбы, для борьбы с беспилотниками противника; крупная поставка крупнокалиберных снайперских винтовок 12,7 мм со снайперскими боеприпасами - количество, достаточное для полного перевооружения действующих на фронте подразделений; закупка крупных партий беспилотных летательных аппаратов, в том числе ударных. Причем интересно, что по всем этим приоритетным направлениям будет закупаться как отечественное оружие, так и вооружение стран НАТО, новейшие образцы.
В план закупок Украиной впервые включен уникальный американский противотанковый ракетный комплекс "Джавелин" - не имеющий аналогов в России, способный мгновенно уничтожить любую российскую бронетехнику. Закупка "Джавелинов" для Украины не стоит ничего - поставка будет оплачена из средств безвозмездной американской военной помощи. А также запланирована закупка нескольких сот современных противотанковых ракетных комплексов украинского производства типа "Стугна" и "Корсар" (потребность армии определена в 800 ПТРК, объем заказа будет меньше, зависит от объема поставок американских "Джавелинов").
Системы радиоэлектронной борьбы - Украина планирует закупить современные станции отечественного производства, а также западного производства - в том числе ведущих стран НАТО. Натовские станции РЭБ, например, уже в единичных экземплярах есть на вооружении в Украине.
Крупнокалиберные снайперские винтовки "Баррет" М107 уже закупались Украиной по линии коммерческих закупок. И вот впервые мы закупаем военную серию и большую партию - причем впервые мы получаем возможность закупить в комплекте военные прицелы ночного видения к этим мощным винтовкам и высокоточные снайперские патроны.
Впервые армия закупит заметное количество беспилотников - 500 единиц, высока вероятность приобретения для практического применения и партии польских ударных дронов.
В общем, это настоящий прорыв. Да, можно говорить, почему так поздно, да, можно сетовать, что все еще недостаточно, но на самом деле - это настоящий прыжок вперед, повод гордиться нам,и повод опасаться врагам.
Я сейчас не буду писать, что для того, чтобы все это применять на фронте нужна политическая воля президента бить врага, и нужен квалифицированный личный состав, которого, увы, в действующей армии осталось не так много. Речь идет об одном - о перевооружении армии важными системами вооружений.
Хотелось бы отметить, что предусмотрены закупки нескольких тысяч приборов очков ночного видения и тепловизионых прицелов. Ожидается. что основные ресурсы будут выделены на это по программе американской безвозмездной военной помощи.
Что бы мне хотелось бы услышать и расшифровать:
Во-первых, сколько средств в структуре Гособоронзаказа составляет американская военная помощь на сумму в 350 миллионов долларов? Не все из этой суммы составляет поставки вооружения, и сумма расщепляется на три оборонных ведомства (300 - МО, 25- НГУ, 25 - ГПСУ).
Во-вторых, сколько средств выделяется на закупку систем связи, и какой объем турецкого кредита, который предоставляется под закупку радиостанций "Асельсан"? К сожалению, президент ничего не сказал про системы связи. Это странно, учитывая количество скандалов, которые бушевали вокруг конкурса по закупкам связи.
В-третьих, ничего не сказано о поставках систем управления войсками. А ведь это ключевая проблема нашей армии. Все системы управления войсками, применяемые ВСУ на четвертом году войны являются волонтерскими, разработанными энтузиастами на средства меценатов, народа Украины, и все они не приняты на вооружение до сих пор, применяются отдельными частями только по своей инициативе. Вместо этого Минобороны и Нацгвардия выделяют средства на создание своих новых самостоятельных разработок систем управления войсками совершенно непонятной стоимости и без профессионального технического обоснования, с непонятными сроками завершения работ.
В-четвертых, хотелось бы высказать надежду, чтобы руководство страны на следующий год все-таки смогло создать документы планирования, без которых развитие на перспективу невозможно. Надо все-таки заставить генералов написать предусмотренную законом Программу развития ВСУ и к ней хотелось бы - такую же Программу развития НГУ и Программу развития ГПСУ. Руководство страны должно понимать какой облик структур обороны мы выстраиваем, какая армия нам нужна и чем она должна быть вооружена. И надо составить все-таки Программу развития вооружений, исходя из определенных потребностей. Чтобы горизонт планирования был не менее пяти-десяти лет, без этого инвестиции не рассчитать.