«Предательство» артистов хотят сделать нормой закона
В случае вступления в силу "закона Кириленко" патриотическое сообщество должно "попустить". Потому что "зрада" и, как следствие, позор приобретут официальный статус.
"Этот исполнитель гастролирует на территории страны-агрессора", - такая надпись должна сопровождать выступление Ани Лорак, Таисии Повалий, Андрея Данилко. И всякого другого, кто выступает сейчас в России, несмотря на войну, и в Крыму, несмотря на российскую оккупацию полуострова. Это если артиста показывают по телевизору. Если его песню будут крутить по радио, перед треком будет звучать аналогичное сообщение. Кроме того, предателей занесут в специальный реестр, и со своих гонораров они отчислят определенную сумму в пользу украинской армии.
Так будет, если депутаты примут, а президент подпишет инициативу, предложенную вице-премьером Вячеславом Кириленко. Пока это только проект, и, честно говоря, сомневаюсь, что в ближайшее время его реализуют. Однако сама идея, на первый взгляд бессмысленная, при ближайшем изучении в очередной раз показывает проблему, которую никак не решат ни власть, ни общество. Ведь патриотическая общественность знает, кто предатель, не имея правовых механизмов наказывать за эту самую измену.
Должны наконец хоть в какой-то сфере появиться правила, по которым участники процесса будут играть и которые нельзя нарушать. Ведь что сейчас? Певица Ани Лорак гастролирует "за поребриком" без проблем и не хочет иметь их в Украине. Главное – чтобы агрессивно настроенные активисты не срывали ее концертов. Ведущие телеканалы также не желают "выгребать" от Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания из-за систематических жалоб зрителей: мол, показываете в праздничных концертах коллаборантов. В случае вступления в силу упомянутого выше "закона Кириленко" патриотическое сообщество должно "попустить". Потому что "зрада" и, как следствие, позор приобретут официальный статус. Как после этого срывать концерты, когда они проводятся под лозунгом: "Для вас выступает предатель". Статус-кво наконец-то будет установлен.
Не такая уж давняя история имеет аналогичные примеры. Скажем, в 1950-х годах по инициативе американского сенатора Джозефа Маккарти в стране начался процесс, известный как "охота на ведьм". Всякий, кто симпатизировал коммунистам и распространял взгляды, которые можно было трактовать как коммунистические или прокоммунистические, подвергался осуждению. Действия таких граждан определяли как антиамериканские. Их осуждало общество, и некоторые даже отбывали небольшие тюремные сроки. И гораздо хуже тюрьмы становилась невозможность работать – прежде всего для людей творческих профессий: писателей, журналистов, музыкантов, голливудских звезд. В послевоенной Европе тоже царили подобные настроения – вспомним практику публично брить проституток во Франции, которые оказывали нацистам услуги во время оккупации. Или лишение в Германии права на профессию Ленни Рифеншталь, которая снимала пропагандистские фильмы про Гитлера.
Но практика, которую хочет применить в Украине господин Кириленко, вызовет в другой части нашего общества не эти ассоциации. Нам будут говорить о шельмовании, напоминая прежде всего советские традиции травить и запрещать не согласных с режимом. Стоило раньше только инициировать закон о запрете ввоза российских книг антиукраинского содержания, как противники мигом ткнули инициаторов в книжные костры, пылавшие в свое время в нацистском Берлине. Теперь же следует предположить: господину Кириленко вспомнят повешенных с фанерными табличками на шеях, где написано: "Бандит". Так со своими врагами поступали во время Второй мировой и немецкие нацисты, и советские коммунисты.
Как бы то ни было, вице-премьер коряво, но искренне пытается найти алгоритм, который не нарушит права и свободы граждан в демократической стране, и одновременно будет регулировать культурную политику страны во время войны. То есть хочешь гастролировать в России – сообщи об этом СБУ. Хочешь после этого иметь площадку в Украине – согласись работать под вывеской коллаборациониста и предателя. В конце концов, для части зрителей и слушателей информация "Этот исполнитель сотрудничает с агрессором" даже может звучать как положительная характеристика.