9 января Государственная служба статистики Украины сообщила, что потребительская инфляция в декабре 2017 г. по сравнению с предыдущим месяцем составила 101%, за год в целом – 13,7% (продукты питания - 17,7%). Цены производителей промышленной продукции в декабре 2017 г. по сравнению с предыдущим месяцем выросли на 1,7%, за год в целом – на 16,5%. Базовый индекс потребительских цен в декабре 2017 г. по сравнению с предыдущим месяцем составил 100,8%, за год в целом – 109,5% (за 2016 год – 5,8%). Таким образом, фактическая инфляция в 2017 году превысила целевые показатели по инфляции Национального банка Украины (8% с допустимым диапазоном отклонения ± 2 %), а также превысила инфляцию 2016 года (12,4%). Вероятность высшей фактической инфляции по сравнению с прогнозом и целями Национального банка наблюдалась еще в первой половине прошлого года. Поэтому Совет Национального банка Украины летом в своем решении №33-рд, анализируя выполнение Основных принципов денежно-кредитной политики за первое полугодие 2017 года, отметил необходимость активного применения имеющихся инструментов денежно-кредитной (монетарной) политики с целью сдерживания инфляции в пределах 8% ±2%.
Однако Национальный банк не начал проводить более жесткую денежно-кредитную (монетарную) политику, учитывая необходимость балансирования между нивелированием инфляционных рисков и поддержкой экономического роста, а лишь воздержался от смягчения этой политики. Только в конце октября НБУ повысил учетную ставку до 13,5% годовых. Такой шаг регулятора можно частично оправдать необходимостью сохранения существующих темпов экономического роста. Учитывая эти обстоятельства и рассматривая вопрос о выполнении Основных принципов денежно-кредитной политики за январь-сентябрь 2017 года, Совет Национального банка опять настаивал на необходимости применения всех средств и методов денежно-кредитной (монетарной) политики для достижения ориентиров касательно инфляции.
Также Совет рекомендовал Правлению следующее: "Принять меры по концентрации действий НБУ на достижении целевых ориентиров по потребительской инфляции и обеспечении приоритетности достижения и поддержки ценовой стабильности в государстве во время выполнения НБУ своих функций. Взять во внимание то, что во время установления целевых ориентиров по потребительской инфляции на текущий год предполагалась плавная траектория снижения инфляции, которая была консистентна с темпами экономического роста, то есть уже учитывала необходимость поддержки экономического роста. Принимая во внимание сказанное, представляется нецелесообразной дополнительная необходимость балансирования между нивелированием инфляционных рисков и поддержкой экономического роста, тогда как, учитывая текущую инфляцию, актуальным является применение всех инструментов для достижения инфляционных целей".
Тот факт, что 14 декабря Правление Национального банка вновь повысило учетную ставку (до 14,5% годовых), свидетельствует об осознании Правлением имеющихся инфляционных рисков. С учетом того, что эффект повышения учетной ставки ощущается с определенной задержкой во времени, я считаю, что данный шаг будет способствовать снижению темпов инфляции в 2018 году. Однако следует заметить, что динамика индекса потребительских цен зависит от ряда факторов, далеко не на все из которых НБУ имеет влияние.
Почему же фактическая потребительская инфляция превысила прогнозные и целевые значения?
Прежде всего выше, чем прогнозировалось, наблюдался показатель роста цен на продукты питания, в частности на сырые продовольственные товары. Это отразилось и на ценах продуктов питания с высокой степенью обработки. Кроме того, более быстрыми темпами росли цены на топливо. Это, в свою очередь, было обусловлено устойчивым повышением мировых цен на нефть, которое имело место в течение второй половины 2017 года. Текущая инфляция - это инфляция предложения. Она связана с тем, что производители повышают цены на свою продукцию из-за роста производственных затрат, а не с тем, что происходит рост потребительского спроса. Хотя есть основания констатировать и некоторое оживление потребительского спроса, ведь в прошлом году существенно выросли остатки по кредитам населению в национальной валюте. Они в значительной мере направлялись на покупку автомобилей и удовлетворение других потребительских нужд. Если проанализировать подробнее структуру и динамику цен на товары и услуги, входящие в состав индекса потребительских цен, можно сделать следующие выводы.
Основная часть указанного набора - продукты питания. Впрочем, некорректно думать, что увеличился спрос на продукты, поскольку человек, естественно, не может существенно увеличить потребление пищи. Зато спрос может повыситься на услуги, например, когда общество становится более состоятельным, или на товары длительного пользования (автомобили, мебель, бытовую и компьютерную технику, фотоаппаратуру и т.п.). Однако рост цен на указанные товары в 2017 году был значительно ниже, чем, скажем, на продукты питания, алкогольные напитки, табачные изделия, топливо, товары и услуги, которые регулируются административно (услуги ЖКХ).
Указанное отнюдь не дает оснований констатировать инфляцию спроса, которая является объектом опосредованного воздействия денежно-кредитной (монетарной) политики. Недооцененным является эффект переноса роста цен производителей на конечную цену товаров. Для окончательного подтверждения этого тезиса необходимо подробнее исследовать этот вопрос.
В итоге стоит отметить, что Украина все же переживает инфляцию предложения. Из-за изношенности основных производственных фондов, низкой эффективности и производительности труда, увеличения стоимости оборудования, сырья, полуфабрикатов, высоких процентных ставок по кредитам возрастает себестоимость производимой продукции. Производители вынуждены поднимать цены из-за увеличения расходов. То есть ключевым фактором динамики потребительских цен сейчас является увеличение себестоимости продукции. По итогам 2016 года рост цен производителей составил 35,7%. С задержкой в 6-9 месяцев это отразилось на повышении потребительских цен. В 2017 году индекс цен производителей (ИЦП) – 16,5%.
Для улучшения инфляционной ситуации однозначно недостаточно только повышения ставки центрального банка (стандартной центробанковской практики борьбы с инфляцией). Нельзя отвергать тот факт, что предложения увеличения банковских ставок по кредитам, который может произойти вследствие повышения учетной ставки НБУ, отечественные производители заложат в стоимость продукции, а это, в свою очередь, простимулирует рост цен. Поэтому НБУ с осторожностью относится к использованию учетной ставки в качестве инструмента борьбы с инфляцией.
Если говорить о компетенции Национального банка и действенности его инструментария, то стоит отметить потенциал регулирования предложения денег, особенно в тактическом плане. Несмотря на внедрение в Украине монетарного режима инфляционного таргетирования, никто не отменял постулат монетаризма, согласно которому влияние на инфляцию осуществляет изменение объема средств в обороте. Для обеспечения стабильности национальной денежной единицы в Украине нельзя допускать даже краткосрочного произвола в регулировании предложения гривны, ведь это остается весомым фактором инфляции, как и обменный курс национальной валюты.
В то же время усматривается необходимость дальнейшего усиления координации государственной политики и различных органов государственной власти в преодолении инфляции. В частности, факт осуществления значительных бюджетных расходов в декабре, соответственно переливания гривны с казначейского счета в Национальном банке на денежно-кредитный рынок, продемонстрировал необходимость жесткой тактической координации денежно-кредитной (монетарной) и бюджетной политик.
Отклонение текущих показателей ИПЦ не означает, что политика инфляционного таргетирования должна быть пересмотрена.
Под таргетированием инфляции НБУ подразумевает выбор ценового ориентира в качестве главной среднесрочной цели. Здесь важно понимать, что трактовка инфляции как переполнение денежного обращения неполная. Инфляция хоть и проявляется в росте потребительских (товарных) цен, является не только денежным феноменом, но и социально-экономическим явлением, порожденным диспропорциями в различных сферах хозяйства. Инфляция - явление многофакторное. Если ее составляющие рассортировать на монетарные и немонетарные, вторых, вероятно, окажется больше.
Ситуация осложнилась тем, что с 1 июля, согласно решению Кабмина, отменено регулирование цен на продукты питания. Поскольку в Украине в структуре потребительской корзины значительная часть – это расходы на продукты питания, то отмена регулирования цен на продовольствие внесло существенный вклад в инфляцию.
Для снижения инфляции необходима координация деятельности НБУ, Кабмина и Антимонопольного комитета. Но АМКУ не достиг успеха в демонополизации рынков. По состоянию на середину 2017 года более 40% рынка в нашей стране были монополизированы, 11% рынков работали в условиях административной или естественной монополии. Монополии и олигополии сложились в ТЭК (65%), в сфере транспорта и связи (82%). Монополисты злоупотребляют своим положением, применяют инструменты, позволяющие сделать прибыль максимальной путем завышения цен и тарифов. Это отражается на инфляции.
Нужно проводить политику, направленную на увеличение конкуренции, реформирование жилищно-коммунальной сферы, предотвращение роста тарифов, структурную перестройку экономики с целью снижения ее зависимости от внешних рынков. Эти меры не только будут способствовать снижению инфляции, но и обеспечат условия для долгосрочного роста экономики.
Анализируя последствия решения об отмене регулирования цен на продукты питания, считаю его преждевременным, ведь в условиях монополизированной экономики Украины оно привело к повышению темпов инфляции. По моему мнению, должна возобновиться работа Государственной ценовой администрации, которая на этапе перехода экономики от рецессии к росту могла бы осуществлять контроль за ценообразованием и ростом потребительских цен.
НБУ имеет существенное влияние на уровень инфляции, однако он не является решающим. Денежные отношения не оторваны от других сфер экономической жизни. Действия НБУ без других комплексных мер не дадут должного эффекта. Повышение ставки рефинансирования - а это главный инструмент НБУ в борьбе с инфляцией - в условиях монополистической структуры рынка не обеспечит снижение инфляции. Производители-монополисты поддерживают несоответствие между спросом и предложением с целью получения контроля над ценообразованием.
Инфляция в Украине – это не исключительно монетарный феномен, в ней много составляющих. Как говорилось выше, вклад немонетарных составляющих в росте цен нельзя игнорировать. Например, тарифы природных монополий и инфраструктурных монополистов влияют на уровень цен в нашей стране. Влияет на цены и стоимость энергоресурсов, которые мы в основном импортируем. Может ли Нацбанк способствовать сдерживанию роста тарифов отечественных инфраструктурных монополистов или влиять на мировые цены на нефть, газ или уголь? Не снимая ответственности с Нацбанка, призываю быть более корректными в оценках причин роста цен в Украине.
Сильное влияние на рост потребительских цен имеют факторы, которые не подконтрольны НБУ. Среди них, кроме отмены регулирования цен на продукты питания, рост административно регулируемых тарифов на услуги ЖКХ, увеличение цен производителей промышленной и сельскохозяйственной продукций. Именно поэтому НБУ может ограниченно противодействовать росту цен. Для снижения инфляции Нацбанк вынужден повышать учетную ставку. Однако в период выхода экономики из кризиса это может повлечь рост стоимости кредитов и уменьшение объемов кредитования экономики. Положительное влияние увеличения учетной ставки на сдерживание инфляции в условиях инфляции предложения является ограниченным.