Это говорят источники в администрации президента. Международный валютный фонд поставил неформальный ультиматум - закон в первом и втором чтении должен быть принят до 25 января. Это последний дедлайн, нарушение которого угрожает срыву следующего транша.
До начала заседания остались минуты. Я и мои коллеги-соавторы законопроекта №6011 сделали все от нас зависящее, чтобы открыть путь главе государства. Но мы не знаем, что именно внесет президент. Петр Порошенко не посчитал нужным провести с кем-либо консультации о положениях этого закона. Концепция законопроекта, его основные положения и вообще видение Петар Порошенко остаются неизвестными. О них не знает ни общество, ни парламент.
На данный момент главное опасение - это подсудность. Насколько я понимаю, в администрации президента считают, что юрисдикция Антикоррупционного суда не должна ограничиваться только делами НАБУ. Теоретически - это прямой путь к тому, что Антикорсуд будет также завален делами от ГПУ, НПУ и СБУ как и все остальные суды по всей стране.
Из условно позитивных новостей: глава государства теоретически готов рассмотреть участие иностранцев в процессе отбора судей. Но какой именно стадии это коснется, мы тоже пока не знаем. Международные доноры и партнеры не готовы играть свадебных генералов, а главный страх Петра Порошенко и его окружения - чересчур сильное внешнее влияние, которое не позволит контролировать процесс набора судей. Если президент внесет законопроект, который будет противоречить выводам Венецианской комиссии и не будет отражать основные принципы независимого отбора судей, нас ждет еще один раунд унижений, упреков и противостояния власти с гражданским обществом.
На разработку этого документа администрации президента понадобился целый год - закон о судоустройстве и статусе судей, который предусматривал создание Антикоррупцинного суда был подписан год назад, 15 декабря прошлого года. За это время Украину и первых лиц страны множество раз унижали, отбивая руки за плохо скрываемые попытки избежать создания последнего звена Антикоррупционных органов. Глава государства, Генеральный прокурора, целых два премьер - бывший и нынешний - пытались убедить мир, что нам это ни к чему. Не получилось. Под публичные упреки иностранных партеров и шум уличных акций пошел на попятную.
Этому всему нет никаких оправданий. Не должна целая страна платить за жадность и мелочность небольшой группы людей. Когда-то Виктор Янукович так продавал европейцам освобождение Юлии Тимошенко. Сегодня Петр Порошенко так продает США Антикоррупционный суд.