Ограничение беспошлинного ввоза товаров: почему закон написан не в интересах государства и украинцев
Верховная Рада любит танцевать на граблях. Особенно на тех, которые нам любезно подкладывают под ноги.
В четверг, перед принятием бюджета, рада приняла немало законов. Некоторые из них приняты явно не от большого ума. Они исключительно лоббистские. Так например законопроект #6776-д, который вносит изменения в Налоговый кодекс, явно написан не в интересах государства и граждан. Если законопроект подпишет спикер и президент, то украинцы без уплаты пошлины смогут получать 3 посылки в месяц. Стоимость товаров в каждой из них не должна превышать 150 евро. Но проблема в том, что это действительно невыгодно государству. Именно поэтому первыми взвыли ДФС и Укрпочта. Объясняю суть проблемы.
Законопроект нерациональный и безответственный по отношению к гос.оргнанам/операторам доставки и получателям, потому что:
1) Большинство отправлений идет из Китая, со средним чеком заказа на уровне 5-7 дол; то есть затраты государства на администрирование взимания пошлин будут превышать «доходы» от самих пошлин. (ЕС напр. в год теряет около 320 млн Евро). Грубо говоря, государство будет тратить полтора доллара, чтобы получить доллар. Сами же граждане при оплате пошлин понесут существенные расходы на оплату комиссий за перевод платежей на имя ДФС. В итоге в убытке все. Вопрос в чьих интересах тогда этот законопроект? Явно в интересах нескольких интернет-ритейлеров, которые и протолкнули этот законопроект с целью поднят впоследствии цены и увеличить свою прибыль. Тогда возникает вопрос зачем нужен этот закон государству и гражданам?
2) Законопроект откроет возможности для нелегального ввоза в страну товаров. Кейсы других стран (напр. Беларусь) показывают, что официальный канал падает и растет количество нелегально перемещенного груза. Поэтому большинство стран поддерживают наличие рационального беспошлинного лимита (США подняли лимит в 2016 году до 800 дол. На посылку) К тому же, учитывая уровень коррупции в Украине, можно легко предсказать то, что быстро появятся альтернативные схемы завоза и вырастет теневой оборот, который обогатит лишь чиновников сидящих на схеме.
3) Львиная доля отравлений идет почтовым каналом. Сегодня в рамках Всемирного почтового союза нет системы обмена таможенными данными между почтами (по соглашению с Всемирным таможенным союзом этом обмен будет поэтапно внедрятся через несколько лет). То есть эти данные придется создавать в Украине руками и привет к массовому удлинению сроков обработки посылок. Сервис станет более громоздким и менее оперативным. А значит еще больше расцветет пересылка небольшими автобусами, которая в Украине находится почти вся в тени. Значит в выигрыше останется вновь не государство, а контрабандисты.
4) Потребуется значимое расширению административного штата таможенных органов для начисление и контроля оплаты пошлин/налогов. В конечном счете полученные пошлины будут потрачены на содержание единого хранилища данных и таможенных органов; при этом качество доставки сильно пострадает.
5) Вопрос с учетом это отдельный пункт. Создание подобной программы требует времени и денег. Но эти деньги не заложены в бюджете. Хотя, если выписать условия под очередную фирмочку типа "Миранда", которая писала программу для электорнных деклараций не имея при этом ни знаний ни опыта и программа до сих пор нормально не работает, то тогда это будет очередной распил бюджетных средств.
Это лишь основные причины почему этот закон написан не в интересах государства и украинцев. И те люди, которые подсунули этот закон депутатам, которые его подали, очень сильно их подставил. Я понимаю, что наша национальная традиция круглое носить, а квадратное катить, но пора с этой традицией прощаться. В ближайшее время попытаюсь связаться со спикером ВР и с Главой Администрации Президента для того, чтобы объяснить им почему этот закон нельзя подписывать и надо ветировать. Пора научится не наступать на грабли. Даже если это грабли, которые нам любезно кладут под ноги.