Борцы с коррупцией в Украине вошли в клинч друг с другом
Вместо общей борьбы против коррупции МВД, СБУ и ГПУ воюют друг с другом. Итогом может стать дискредитация власти.
Публичным скандалом завершилась попытка детективов Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ) провести операцию под прикрытием. СБУ и ГПУ задержали детектива НАБУ, который пытался спровоцировать на взятку одного из руководителей Государственной миграционной службы. Это событие стало этапным в целой цепочке взаимных обвинений между силовыми ведомствами страны, которые оказались по разные "баррикады" друг с другом.
Борьба под прикрытием и без него
Семь месяцев тому назад НАБУ взяло в разработку руководство Государственной миграционной службы, которая подконтрольна МВД Украины. По информации детективов, в системе выдачи паспортов и гражданства иностранцам существовала коррупционная составляющая. Под подозрение попала первый заместитель главы ГМС Дина Пимахова. Агент НАБУ, войдя в доверие, записывал с ней разговоры, обсуждал суммы взяток и схемы "решения вопросов". Но в итоге кто-то из Службы безопасности Украины "слил" Генеральной прокуратуре информацию о прослушивании подозреваемой. В итоге при провоцировании на взятку СБУ и ГПУ задержали не госпожу Пимахову, а детектива-антикоррупционера.
Сразу же после инцидента СБУ, НАБУ и ГПУ начали публично выяснять, кто из них прав, а кто виноват. Казалось, вот-вот и силовики в камуфляже выдвинутся в офисы друг к другу для выяснения отношений. Но ситуацию разрядил Генеральный прокурор Юрий Луценко, который, пожурив детектива-антикоррупционера, попытался расставить точки над "і" в этой истории. Правда, каждая из сторон осталась при своем. НАБУ говорит о существовании целой коррупционной сети в миграционной службе. Руководство последней - о незаконных действиях детективов.
Попытка Луценко "обнулить" ситуацию, наверняка, не разрешит конфликта, который сегодня существует между силовыми ведомствами. Да, это сняло напряжение между ними, но только до какого-то очередной спецоперации под прикрытием. Оказывается, что вместо общей борьбы против коррупции НАБУ, МВД, СБУ и ГПУ воюют друг с другом. Итогом такой борьбы может стать полная дискредитация власти. Как внутри Украины, так и вне ее.
"Новые" против "старых"
Появление два года тому назад двух антикоррупционных ведомств - Национального антикоррупционного бюро и Специализированной антикоррупционной прокуратуры, казалось, раз и навсегда расставит все точки в борьбе с украинскими коррупционерами. Тогда вряд ли кто-то мог себе представить публичный конфликт между "новыми" и "старыми" антикоррупционными органами. Недоразумения между НАБУ и ГПУ, которые случались за это время, обычно списывали на несогласованность действий, но не более.
В нынешнем же году стало окончательно понятно: конфликт между "новыми" и "старыми" ведомствами неизбежен. Для первых, получивших определенную независимость от всех остальных, дело чести - продемонстрировать свою эффективность. Для вторых - "новые" несут потенциальную угрозу, поскольку и СБУ, и ГПУ, и МВД все же являются частью той самой системы власти, которая породила в Украине позорное явление под названием "коррупция".
В конфликте, за развитием которого мы сегодня наблюдаем, неизбежно победит здравый смысл. Украинское общество, сделав огромный шаг после Евромайдана, требует от власти большего, нежели та может дать. Все понимают, что жить по-старому никто больше не хочет. Но вот жить по-новому власть только учится. В том числе и бороться с коррупцией. Надо полагать, инстинкт самосохранения все же заставит ее делать это тщательней. Если этого не будут делать специальные органы, этим может заняться улица. И тогда эта борьба будет действительно кровавой.
Почему молчит арбитр?
Во всей этой истории долгого противостоянии между "новыми" и "старыми" силовыми органами, ведущими борьбу с коррупцией в Украине, не хватало активного слова Петра Порошенко. Руководители Генеральной прокуратуры и Службы безопасности назначаются парламентом по его представлению. Два ведомства, подчиненные президенту, зашли в жесткий клинч с НАБУ. Но вот сам глава государства не спешит встревать в конфликт. Что и вызывает искреннее недоумение. Поскольку слово президента, как гаранта, было и остается весомым в Украине.
Почему же Петр Порошенко как главнокомандующий в большинстве случаев старается не замечать очевидного конфликта между силовыми ведомствами? Ведь в условиях войны подобные распри очень опасны для стабильности внутри государства. Президент избрал выжидательную позицию. Мол, все антикоррупционные органы страны - независимые и могут воспринять его слова как давление. Хотя, очевидно, он все еще надеется на мирное сосуществование "новых" и "старых" антикоррупционеров - двух систем, которые вряд ли уже найдут общий язык между собой.