Коломойский и Порошенко отложили войну
Коломойский и Порошенко не те люди, чтобы закончить дело миром без явных признаков победы.
Сегодняшнюю фазу взаимоотношений «заклятых друзей» Игоря Коломойского и Петра Порошенко еще нельзя назвать вооруженным до зубов нейтралитетом, но и от горячей стадии войны по разным причинам стороны решили отказаться. Переход конфликта из медийной плоскости и с улиц в суды и кулуарные переговоры, как правило заканчивается перемирием на компромиссных условиях. Но Коломойский и Порошенко не те люди, чтобы закончить дело миром без явных признаков победы. Как сказал бы кардинал Ришелье Дартаньяну – будем считать нашу партию отложенной. Предположительно затишье продлится до февраля-марта.
Активная фаза борьбы группы Приват с командой президента дорого обошлась всем участникам. Акции, заявления, уличные протесты и сенсационные разоблачения в украинских и зарубежных СМИ – все стоит денег. И ответные удары тоже наносят прямой ущерб. Поэтому последняя новость от Коломойского выглядит достаточно скромно – он подал в суд Лондона иск с требованием отстранить американскую консалтинговую компанию AlixPartners от расследования дела Приватбанка. По его словам, AlixPartners получил информацию, конфиденциальную для него, когда они работали в своей бывшей юридической группе по несвязанному делу, прежде чем продолжить работу в Национальном банке в прошлом году. Инсайды против бывшего клиента – для суда на Западе этого аргумента может быть достаточно. А там можно уже подвергать сомнению саму процедуру национализации Приватбанка. Не само действие, а именно процедуру. Перспективно, но долго.
Со стороны президента все еще скромнее. Никаких публичных заявлений от главы государства, НАБУ или Генпрокурора по этой теме. Если вспомнить, как активно Юрий Луценко комментировал первые результаты расследования, какие громкие имена и большие суммы были озвучены – контракт разительный. Сейчас Суркисы, чьи компании назвали связанными с Приватбанком, выигрывают суды, пусть и точки ставить рано. Хотя ГПУ продолжает копать, и Коломойскому придется это учитывать. Бурные акции протеста, которые должны были пошатнуть Банковую, постепенно сошли на нет. Стороны углубились в судебные тяжбы не только в Лондоне и Украине, но и на Кипре. От публичных конфликтов решили отказаться. Временно. Слишком дорого играть в эти игры нон-стоп. Комариные укусы не в счет.
Хочешь сделать хорошо – делай это сам. В справедливости этих слов убедился Игорь Коломойский, который был вынужден вести борьбу руками своих представителей. Жизнь похожа, на шахматы, в которые любит играть Игорь Валериевич, но с некоторыми оговорками. В жизни фигуры управляются гораздо хуже, часто отвлекаются на свои цели и не совсем адекватно реагируют на происходящее. Можно не сомневаться, что Коломойский гораздо большего ждал от возвращения Саакашвили и акций лояльных народных депутатов. Но исполнители откровенно подвели, не угадав с повесткой и показав свою полную организационную беспомощность. Ситуативные союзники из грантоедов в критический момент поспешно ретировались с поля боя, оголив фланги и спутав весь план. Получилось пафосно, но дорого и неэффективно. Слишком дорого и совершенно неэффективно.
Порошенко с одной стороны проще – на него работает госаппарат, то есть финансовый груз частично снимается. С другой стороны, госаппарат работает вяленько, без души. Плюс сама позиция президента государства делает его куда более удобной мишенью, чем находящийся в Вене олигарх, предпочитающий наносить удары чужими руками. Любой прокол в стране, любой непопулярный шаг власти, любой политический скандал – камень прилетает в огород президента. Если, конечно, вовремя закладывать камни в катапульту. Лояльные телеканалы и те, кому просто выгодно тактически использовать этот конфликт, легко сделают слона из обычной мухи. Но мухи-то у нас особо крупные. При этом обмен медийными ударами практически не задевает Коломойского – он не планирует лично идти на выборы. А для Порошенко каждый пинок по рейтингу – боль. Тем не менее ряд тактических просчетов каждой стороны заставил противников временно свернуть активные боевые действия, перейдя к укреплению позиций и пополнению складов «боеприпасов».
Любое затишье подразумевает переговоры с предложением компромисса. Группа Приват достаточно понятно обозначила свои требования. Это выведение из-под удара бизнес-активов типа МАУ и курорта Буковель, которые могут конфисковать после расследования ГПУ. Отказ Банковой от преследований бывшего руководства Приватбанка, закрытие уголовных дел и возвращение денег особо близким как бы (не)связанным компаниям. В обмен на прекращение боевых действий. А они могут быть очень горячими – Игорь Коломойский и связанные с ним лица подали в суды Украины и Кипра около 100 исков. И если пока оспариваются второстепенные детали вроде связанных компаний, то рано или поздно будет нанесен главный удар – законность национализации Приватбанка.
Повторюсь, оспаривать будут не суть вопроса, а процедуру. Малейшей ошибки государства в том деле будет достаточно, для перехода Привата в наступление. А юристы у Коломойского отличные – он всегда понимал толк в таких войнах. Да и с началом в феврале-марте нового политического сезона Игорь Валериевич бросит в бой все резервы, попутно договариваясь со всеми ситуативными союзниками. То есть со всеми врагами Порошенко, а их у президента хватает. До новогодних праздников городить огород нет смысла, а вот к весне можно затеять длинную партию.
Сценарий такого компромисса Банковую категорически не устраивает. Будем реалистами – если Приватбанк отошел государству, а самые «вкусные» активы останутся у Коломойского – что вообще получает победитель? Ради чего было все затевать, если нет приза? Тем более, что кроме МАУ и Буковеля команда президента с большим интересом посматривает на бриллиант в короне Коломойского – телеканал «1+1». Он, конечно, дотационный, зато политическое влияние очень высокое. И что – вообще не поделятся? С другой стороны – большая война за год до президентских выборов может закончиться, как угодно. А этот прогноз Петра Алексеевича категорически не устраивает. Тем паче, в случае поражения, кресло главы государства займет точно не дружественная фигура. Пока есть время, Генпрокуратура, НАБУ, ГФС и «вся президентская рать» работают над серьезными аргументами для принуждения оппонентов к миру на условиях победителя. С готовыми к суду исками и тем более уголовными делами вести переговоры будет гораздо проще.
Самое смешное в этой ситуации, что для обоих игроков сегодня и завтра худой мир лучше доброй войны. Снаряды всегда сильнее брони и Порошенко с Коломойским способны причинить друг другу столько проблем, что ущерб не компенсирует никакая победа. И уже очевидно, что простая победа быстро и нокаутом невозможна ни для кого. Только долго, по очкам и с многочисленными травмами для обоих. А возле ринга терпеливо ждут другие хищники. И компромисс сегодня – идеальный выход. Но личные качества игроков практически исключают такой сценарий. Победа или смерть – логика одинаково близкая Коломойскому и Порошенко. Так что, как пишут в конце серии – продолжение следует…