Стоит ли Украине регулировать цены на продукты
В нашей стране дискурс на тему цен в основном сводится к следующему – регулировать или нет розничные и оптовые цены.
Недавно в посте Facebook я упомянул отмену регулирования розничных цен на продовольственную продукцию. В этой связи развернулась бурная дискуссия, в частности, по поводу контроля над ценами на продовольствие. Мнения разделились: от требований восстановить всеобъемлющее их регулирование до утверждений о том, что в рыночной экономике все цены должны быть абсолютно свободны. Благодаря этому еще раз убедился в том, что в нашей стране дискурс на тему цен в основном сводится к следующему – регулировать или нет розничные и оптовые цены. Поэтому, в сегодняшней колонке хочу порассуждать о вопросах влияния ценовой политики на экономическое развитие и показать, какой незадействованный потенциал имеется для воздействия на национальную экономику.
Жесткое директивное государственное регулирование цен, которое мы помним по временам СССР, не может являться атрибутом рыночной экономики. Мы помним результаты, к которым привело такое регулирование цен в советской экономике — дефицит элементарно необходимых продуктов и товаров, коррупция по их теневому распределению со всеми вытекающими из этого последствиями.
Однако изучение практики развитых стран говорит о том, что государство не только не устраняется от воздействия на цены, но и использует ценовую политику в качестве одной из мер влияния на развитие экономики. Естественно, делается это совсем не так, как в СССР. Известный американский экономист Дж.К.Гэлбрейт в работе «Новое индустриальное общество» утверждал, что государство обязано регулировать уровень совокупного спроса, используя для этого фискальную политику и косвенные методы контроля над ценами и доходами.
Примечательно, что цены в той или иной мере регулируются как в странах, где госсектор играет существенную роль, таких, как Австрия, Германия и Франция, так и там, где его удельный вес в экономике невелик, например, в США. Прямое регулирование цен в Штатах применяется точечно и лишь в высокомонополизированных отраслях – осуществляется это в рамках антитрестовского законодательства, которое начало действовать с 1890 года. А вот косвенное регулирование используется активнее с целым комплексом инструментов – крупномасштабные закупки товаров и услуг для госнужд по фиксированным ценам, налоговое стимулирование продаж и потребление тех или иных видов товаров, сокращение или увеличение дефицита госбюджета, изменение учетной ставки ФРС и другие методы. Совокупным результатом задействования этих мер является контроль над пропорциями спроса и предложения. Именно через него и происходит воздействие на уровень цен.
Напомню, начиная с 1 июля в Украине было отменено госрегулирование цен на продукты питания – то есть, к производителям продовольствия больше не предъявляется требование декларировать цены на свою продукцию. Но важно понять, что регулирование или не регулирование, или даже декларирование розничных или оптовых цен – лишь одна из многих составляющих государственной ценовой политики. В этой связи интересен опыт комплексной ценовой политики в США, ЕС и Японии относительно именно продовольственной продукции.
В Штатах правительство устанавливает для производителей сельхозпродукции залоговые и гарантированные цены. Установление залоговых цен находится в компетенции специальной правительственной организации, которая скупает агропродукцию у фермеров под залог (который действует на протяжении 12 месяцев) по заранее определенным ценам. Если рыночные цены превысят залоговые цены, то фермер обладает правом обратно выкупить свою продукцию по залоговой цене и после этого продать ее потребителям по рыночной цене. Не менее интересным инструментом являются гарантированные цены, которые устанавливаются Конгрессом. В данном случае Минсельхоз США разрабатывает ежегодные программы, в которых указываются цены на продукцию, а фермеры решают – участвовать ли им в соответствующей программе. Если фермер решает участвовать, то Минсельхоз определяет ему размеры посевных площадей и наперед оплачивает стоимость продукции, которая будет реализована в конце маркетингового года по гарантированным ценам. Фактически, фермер получает заем на финансирование выращивания агропродукции. Если в конце периода рыночные цены окажутся выше гарантированных, то фермеру дано право продать выращенную продукцию по рыночным ценам (при обязательном условии – вернуть заемные деньги с заранее обусловленными процентами) и получить доход от разницы между рыночными и гарантированными ценами. Схожим образом регулируются и цены на молочную продукцию – Конгресс ежегодно устанавливает уровень гарантированных цен на масло, молоко, сыр. Если гарантированные цены превысят рыночные, то молочная продукция скупается государством. При этом приобретенная государством в рамках таких программ продукция используется для целевых продаж социально-уязвимым слоям населения (к этой практике нам стоит внимательно присмотреться).
В США есть еще один важный элемент ценовой политики, направленный на гармонизацию развития разных отраслей экономики – государство старается не допускать ценового диспаритета между продукцией сельского хозяйства, с одной стороны, и товарами и услугами, которые приобретают фермеры, с другой стороны. На уровне многих штатов осуществляется контроль над ценами на электроэнергию, этим занимаются Антитрестовские управления Минюста США и Федеральная торговая комиссия.
Теперь о том, как оказывают влияние на продовольственные цены в странах Евросоюза. В ЕС действует наднациональное регулирование цен сельхозпродукции – специальный совет министров Евросоюза, орган, состоящий из национальных министров сельского хозяйства, принимает решения о максимальных и минимальных уровнях цен, а также о «ценах поддержки», среди которых различают интервенционную, целевую и пороговую цену. Интервенционная цена представляет собой минимальную гарантированную цену, по которой государства ЕС обязуются выкупать агропродукцию у производителей. Целевая цена устанавливается для конкретных стран и регионов ЕС на ту сельхозпродукцию, которая в этих странах и регионах в дефиците. В свою очередь, пороговая цена формируется на базе целевой цены, но она выше ее на сумму транспортных затрат. Пороговая цена дает возможность защитить внутренние цены от давления со стороны международных цен, если они ниже внутренних.
Результатами воздействия на экономику США и ЕС методами косвенной ценовой политики являются не только демпфирование колебаний цен на продовольствие, но и создание для фермеров предсказуемых условий работы в среднесрочной временной перспективе. Все это позитивно сказывается на общей экономической динамике стран, способствует поддержанию социальной стабильности.
В свою очередь, Бюро цен, входящее в Управление экономического планирования Японии, предпринимает меры по поддержке на стабильном уровне предложения таких видов сельхозпродукции, как мясная и молочная продукция, пшеница, рис, чем косвенно воздействует на цены, а также контролирует соблюдение антимонопольного законодательства. И вот здесь необходимо вернуться к ситуации в нашей стране. Стоит ли в очередной раз говорить о том, что уровень монополизации в экономике Украины очень высок? К сожалению, Антимонопольный комитет Украины, на создание которого ушли значительные суммы международной технической помощи, орган, призванный обеспечивать рыночность нашей экономики, далеко не в полной мере справляется со своей стратегической функцией. Складывается впечатление, что он занимается проблемой наполнения бюджета за счет относительно небольших штрафов за второстепенные нарушения, то есть преимущественно сосредоточился на выполнении тактических задач.
К чему я веду? А к тому, что не одна отмена регулирования розничных цен на продукты питания (которое носило в последнее время по большей мере уведомительный характер) стала одной из причин определенного ускорения инфляции во второй половине этого года. Важная проблема в том, что недостаточно жесткое антимонопольное регулирование создает предпосылки для повышения цен производителей. По итогам прошлого года рост цен производителей в нашей стране составил 35,7%. Это не могло не транслироваться (с лагом в 6-9 месяцев) в повышение потребительских цен, в том числе и продовольственных. Увеличение оптовых цен происходило в значительной мере из-за морально и материально изношенной производственной базы украинских предприятий, использования ими устаревших технологий, из-за низкой производительности труда. Но и недостаточно жесткий контроль над действиями монополистов тоже внес вклад в рост оптовых, и, как следствие, розничных цен. Особенно, если говорить о естественных монополистах, стоимость услуг которых присутствует в себестоимости любой продукции, произведенной в нашей стране.
Вдобавок, мы недостаточно используем зарубежный опыт воздействия на развитие экономики методами ценовой политики, примеры которых я привел. Возможно, на это нет денег? Думаю, когда мы подведем итог бюджетного года, такое предположение отпадет. Полагаю, причина в чрезмерной сосредоточенности усилий на решении сиюминутных экономических проблем. Конечно, таких проблем у нас великое множество, но даже максимально успешные усилия, направленные на решение тактических задач, не должны быть причиной отказа от применения лучших зарубежных практик, которые могли бы способствовать качественному развитию экономики Украины.