В Украину приехал глава Мирового банка, улыбчивый кореец на празднования 25-летия работы Мирового банка в Украине. И вот, переходя со встречи на встречу, улыбаясь и пожимая руки, кореец без устали повторяет, выражая позицию всего Мирового банка. Украине необходимо бороться с коррупцией, читай, создать Антикоррупционный суд и рынок земли.
То есть улыбчивый кореец говорит нам, что мы должны продавать и покупать святую украинскую землю. Самую святую в мире. Потому как кроме как в Украине, покупка-продажа сельхозземли запрещена только в не менее святых Северной Корее (наверное, ее святость освятил лично Ким Чен Ын), на Кубе (не может быть не святой земля, куда закопали Фиделя), Венесуэле (с этими давно все ясно) и Беларуси. Во всех остальных странах, несмотря на святость, скрепы, вековые традиции земля является товаром, который продается и покупается, отдается в залог банкам и передается по наследству.
В Украине вроде бы прошла декоммунизация. Название улиц изменили. Памятники Ленину снесли. Но принципы остались. Но основного решения по декомунизации не принято. Мораторий на продажу земли все еще не снят. Дух колхозов все еще витает в воздухе. А ведь в Украине всегда была частная собственность на землю. Пока не пришли коммунисты. И не лишили украинцев этого права.
Нет ничего более постоянного, чем временное. Так же и с мораторием на продажу (покупку) сельхозземель. Установленный как временный 16 лет назад, он действует до сих пор. И трудно представить более экономически вредного решения для страны, чем этот мораторий. Миллиарды долларов инвестиций ушли в другие страны, а миллионы граждан страны не могут распоряжаться своей собственностью.
При этом популисты паразитируют на этой теме, сделав саму идею продажи земли крайне непопулярной. Причем это крайне противоестественный популизм. Потому что легко понять, когда популисты говорят "давайте мы напечатаем денег и раздадим всем", и людям это нравится. Но почему людям нравится, когда им что-то запрещают, уже понять трудно. Это мазохизм какой-то.
Кто страдает от отсутствия рынка земли? Экономика в целом, которая не получает миллиарды долларов инвестиций. Но это на макроуровне. А на микроуровне страдают миллионы крестьян, у которых есть собственность, но нет права ею распоряжаться. В итоге, они не могут продать эту собственность и потратить деньги на что-то для них важное. И получают мизерную компенсацию при аренде. Нет рынка земли, нет стоимости земли, а значит и плата за аренду минимальна. В десятки раз меньше, чем могли бы. И в десятки, если не в сотни раз меньше, чем получают польские или чешские собственники земли. А еще проигрывают маленькие фермеры, которые могли бы взять кредит в банке под залог своей земли, но не могут. Никто не даст кредит под залог актива, который нельзя забрать.
Кто выигрывает? Популисты. Конечно же. И агробароны. Потому что у них очень маленькие затраты на аренду земли. Раз бабушка не может продать свою землю, да и стоимости понять не может, можно арендовать у нее ее паи за пару мешков картошки. Часто возникают скандалы, по поводу огромных дотаций, которые из бюджета вытягивают крупные агрокомпании. И это правда. Но гораздо больше агробаронов дотируют простые собственники паев.
И коррупционеры. Они тоже всегда в выигрыше, когда что-то работает не так, как надо. Когда есть свой, украинский велосипед. В Украине очень много государственной земли. 10 миллионов гектаров. Сама цифра большая, но чтобы понять насколько, просто поймите, что это равно по площади Болгарии. Под управлением украинских чиновников находится сельхозземель площадью с Болгарию. Как вы думаете, много получает бюджет от аренды этих земель? Правильно думаете.
Есть много страхов, связанных с рынком земли. Про то, например, что придут олигархи и все скупят. Но, во-первых, все никогда не скупят. Денег не хватит. Во-вторых, эти самые олигархи и сейчас контролируют землю. Тратить деньги и скупать ее им точно не надо. А во-вторых, вы просто устанавливаете в законе граничный уровень концентрации, в районе, области и стране, решая эту проблему.
Но самый основной страх – что придут иностранцы. Очень живуч советский миф о немцах, которые вывозили куда-то эшелоны чернозема. Это полнейшая чушь. Никто никогда никуда землю не вывезет. А иностранных инвесторов в Украину заманить так сложно, что говорить о засилии иностранцев просто глупо. Но даже если часть земли купят иностранцы, то что же? Что они будут с ней делать? Они будут выращивать тут пшеницу, кукурузу или что-то еще. Кому от этого плохо? Кому плохо от новых инвестиций, новых технологий, новых рабочих мест?
Коммунизм пытался убить в украинце собственника. И у него почти получилось. Для земли очень важно, чтобы у нее был собственник. Тот, кто преследует две цели. Это увеличить стоимость своего актива, т.е. земли. А значит никогда не будет истощать ее, высаживая подсолнух 7 лет подряд. И тот, кто хочет получать доход от своего актива.
А, значит, заинтересован, чтобы земля не простаивала. И на ней выращивалось что-то. И то, и другое хорошо как собственнику земли, так и стране в целом. Поэтому для нас так важно провести последний этап декомунизации. И поэтому улыбчивый кореец так настойчиво повторяет заклинание о рынке земли.