Как рюкзаки едва не поссорили Авакова и Порошенко
История с „делом о рюкзаках“, в котором замешан сын Арсена Авакова, свидетельствует о том, что Украина президента Порошенко не сильно отличается от Украины президента Януковича.
1 ноября суд в Киеве отказал Национальному антикоррупционному бюро Украины (НАБУ) в аресте сына министра внутренних дел Арсена Авакова - Александра. После задержания и суток, проведенных в СИЗО, он был отпущен под личное обязательство. Дело о „рюкзаках", к которому причастен Аваков-младший, очевидно, скоро уйдет из топов информационных агентств, но останется одним из средств давления на главу украинского МВД.
Независимое расследование или политический наезд?
Сыну министра внутренних дел Украины - Александру Авакову инкриминируют растрату государственных средств при закупке рюкзаков для Национальной гвардии Украины. В 2015 году МВД заключило соглашения на поставку рюкзаков от двух фирм, отношения к которым имел друг сына главы МВД. Чуть позже в сети было обнародовано видео, на котором человек, похожий на Александра Авакова, обсуждает с человеком, похожим на заместителя министра внутренних дел Сергея Чеботаря варианты „освоения" этого контракта. Контракт этот, по данным НАБУ, был убыточным для госбюджета - закупочная цена рюкзаков была завышена.
После полутора лет расследования „дела о рюкзаках" НАБУ решило взять под арест его фигурантов. Думали ли детективы, как на их действия отреагирует нынешний глава МВД? Наверняка, да. Но вряд ли они ожидали, что полиция будет препятствовать им в проведении обысков по месту жительства семьи Аваковых в Харькове. Тем более - что прозвучат заявления от имени министерства внутренних дел о политической подоплеке этого дела.
Реакция ведомства Авакова свидетельствуют о том, что Украина Порошенко не сильно отличается от Украины Януковича. Если уж МВД воспринимает действия НАБУ как политический „наезд", то что уж тогда говорить о действиях правоохранителей простым смертным? И это, пожалуй, самое печальное во всей этой истории.
Тяжеловес украинской политики
Арсен Аваков - „тяжеловес" нынешней украинской политики. Он единственный из силовиков, которому после Революции достоинства 2014 года удалось не только сохранить свой пост, но и усилить личное влияние. Глава МВД - участник так называемой „стратегической семерки" во главе с президентом, которая принимает все важнейшие для страны решения. А „Народный фронт", одним из лидеров которого является Аваков, - партнер Блока Петра Порошенко по парламентской коалиции.
Задержание сына Авакова партия „Народный фронт" восприняла как политический „наезд". Мол, поступать так это - не по-партнерски. При этом сам министр внутренних дел и его соратники намекнули, что НАБУ действовало по указке главы государства. На что окружение Петра Порошенко резонно заметило: Национальное антикоррупционное бюро - независимый государственный орган и действует так, как считает нужным.
Точки над „і" в этой истории мог бы поставить сам Петр Порошенко. Но в то время, когда вокруг сына главы МВД разворачивались драматические события, он находился с визитом в Саудовской Аравии. Насколько неожиданными для президента Украины были действия НАБУ - никто не знает. Как и то, намерен ли Порошенко получить вместо Авакова более покладистого и „своего" руководителя МВД. Который может и Саакашвили на границе остановить, и акцию протеста в центре Киева, если надо, свернуть.
Сам министр внутренних дел, характеризуя свои отношения с президентом, иронично заметил, что украинская политика далека от сюжета „Карточного домика". Но, как говорится, в каждой избушке своим погремушки.
Отставка Арсена Авакова?
Дело сына Авакова может обострить отношения между двумя провластными командами - „Народным фронтом" и Блоком Петра Порошенко. До сих пор „народофронтовцы" уступали главе государства. Впервые это случилось, когда НАБУ (очевидно, не без участия президентской команды) начало дело против Николая Мартыненко - одного из лидеров „НФ".
Чуть позже при активном участии БПП в отставку с должности премьер-министра был отправлен Арсений Яценюк. На фоне этого кадрового погрома „народофронтовцев" ходили настойчивые слухи о противостоянии между главой государства и главой МВД. Порошенко явно для полноты власти не хватает контроля над полицией, пограничными войсками и Национальной гвардией, которыми руководит министр внутренних дел.
Возможная отставка Арсена Авакова, наверняка, спровоцирует досрочные выборы и парламента, и главы государства. В этом случае развал коалиции БПП и „Народного фронта" в Верховной Раде неминуем. Поскольку вряд ли Аваков, Яценюк и Турчинов согласятся на второстепенные роли в украинской политике. Они хотят быть полноценными партнерами нынешнего президента, а не его вспомогательной силой.
Будущее Аваковых - и старшего, и младшего, как бы ни лукавили в окружении главы украинского государства, во многом зависит от Петра Порошенко. Да, в стране существует независимое НАБУ. Да, украинский суд - самый независимый и честный из всех независимых. Но в украинской политике последнее слово, как и прежде, остается за президентом. Именно от него зависит, быть или не быть коалиции БПП и „НФ". Именно от него зависит, будет ли Аваков и дальше министром внутренних дел. Именно от него зависит, какой будет украинская власть, а, значит, и государство, завтра и послезавтра.