Эту фамилию, наверняка, мало кто знал за пределами земельной сферы (как и большинство чиновников в статусе и.о. он был сугубо непубличным), но вот ведомство, которое он представлял, известно большинству граждан и вызывает не самые позитивные ассоциации – Госкомзем. Эта структура была реформирована в числе одной из первых после победы демократических сил в 2014 году. С этого момента Госкомзем сменил 1) название, став Госгеокадастром, 2) трех руководителей, из которых только один только один ушел с этой должности без скандала, на повышение; 3) претерпел множественные структурные изменения. Последний пункт наиболее дискуссионный, т.к связка «земля» и «коррупция» в Украине была неразрывной десятилетиями, и решение об увольнении очередного главы Госкомзема воспринималось исключительно в парадигме «по заслугам».
Но, если без эмоций, то что происходило в земельных ресурсах после Революции Достоинства?
Каденция Сергея Рудыка (апрель – ноябрь 2014)
- Запущена программа выделения земли участникам АТО. Не имея возможности финансово поддержать военнослужащих (что, конечно, было бы более правильно, но неосуществимо ввиду плачевного состояния госфинансов и стремительной инфляции 2014-2015 гг), социальная поддержка в формате предоставления земли из государственной собственности была очень удачной альтернативой.
Спрос со стороны военных зашкаливал - за первые полгода реализации программы было подано почти 20 000 заявлений на получение участков. На сегодня их уже около 200 000.
Период безвременья (ноябрь 2014 – март 2015)
Почти пять месяцев Госгеокадастр был обезглавлен – фактически ведомством руководила комиссия по реорганизации Госземагентства, работа которой была сконцентрирована на бюрократических процедурах.
Каденция Максима Мартынюка (март 2015 – июль 2016)
- Были уволены все начальники Госгеокадастра в областях и районах и открыты конкурсы на более чем полтысячи вакансий.
- Земли начали передавать в аренду исключительно на аукционах, прекратив многолетнюю практику карманного дерибана. За год такой практики общегодовая стоимость аренды государственных земель, переданных на конкурентных началах, составила 38,52 млн гривен против 6,54 млн гривен в 2014 году. В среднем арендная ставка составила 7% от нормативной денежной оценки земли при установленном законодательством минимуме в 3%. Через год показатели увеличились еще внушительней – сейчас госземли сдаются в аренду по 12% годовых.
Параллельно началась подготовка к электронным земельным торгам, которые должны сделать систему передачи земли в пользование еще более открытой и расширить круг потенциальных участников.
- Услуги земельного ведомства начали переводиться в электронный формат. Это дало возможность избежать контакта с чиновником (именно на этом этапе возникало предложение о вознаграждение) и вообще воздержаться от визита в ведомство. В первую очередь в онлайн была переведена самая популярная (и как следствие - наиболее коррупционногенная) услуга - заказ выписки из Государственного земельного кадастра. На сегодня уже 10 услуг Госгеокадастра, на которые приходится 90% обращений граждан переведены в онлайн.
- Была оцифрована вся информация Госземкадастра о земельных участках – т.н. поземельные книги (около 10 млн единиц) , что сделало возможным доступ ко всем данным онлайн.
- Все решения по передаче госземель стали публичными – с указанием характеристик участка и ФИО начальника, который его отвел. Персональных данных получателя нет в открытом доступе, но их можно запросить через специальный запрос на сайте Кадастра (всегда так делаю, к слову).
- Пересмотрены договора аренды, выданные под меньше чем 3% и на 49 лет, иначе говоря - даром. Такие тепличные условия были в половине(!) договоров аренды земли государственной собственности. Результат + 0,5 млрд поступлений от платы за землю.
- Кадастр утратил монопольное положение – доступ к системе получили сначала нотариусы, а затем и органы местного самоуправления с возможностью предоставлять те же услуги, что и кадастровые регистраторы. Возможно, это было давление общегосударственного тренда децентрализации (результаты которого очень сомнительны), но несомненно, что когда есть желание «контролировать поток», так не действуют.
- Стала практиковаться проверка работы региональных отделений ведомства методом «тайного покупателя». Сотрудники Госкадастра рассказывают полумифические истории про «черный вторник» и «черный понедельник» – дни, когда были разом уволены больше 10 топ-руководителей в регионах, чьи сотрудники не прошли проверку.
- Возобновился контроль за использованием земель – функцию эту никто в стране, не выполнял после почившей Сельхозинспекции. Госгеокадастр выполнял ее вначале на волонтерских началах, в формате мониторинга, пока Кабмин не передал ведомству соответствующие полномочия.
Каденция Олега Цвяха (июль 2016 – октябрь 2017)
- Введена новая нормативная оценка земли, которая устранила искажения в оценке земель и гарантировала более справедливую базу для расчета земельных платежей.
- Принята Стратегия рационального управления землями сельскохозяйственного назначения государственной собственности, которая перекрыла большую часть схем по выделению земли – в том числе с участниками АТО. Эта тема была табуирована, пока Петр Порошенко (тут надо отдать должное мужеству президента) сам во всеуслышание не признал, что участники АТО зачастую используются в неблаговидных процессах в пользу третьих лиц, не имеющих вовсе никакого отношения к войне на Востоке. Стратегия установила четкий норматив: бесплатно земля выделяется в первую очередь участникам АТО, но в объеме 25% от переданных земель на аукционе в предыдущем квартале.
- Начал проводится регулярный мониторинг состояния земель. Проект оплатили международные доноры, и в результате в Украине появилась обобщенная база данных с характеристиками земельных ресурсов, аккумулированных из 9 ведомств – данные о качестве почв, аренде, судебных отягощениях и тд.
- Государственный земельный кадастр переведен на технологию Blockchain- самую совершенную систему защиты данных. Теперь невозможно скорректировать или исказить данные так, чтобы об этом не стало известно внешним аудиторам – первым стала международная антикоррупционная организация Трансперенси Инт.
Что не сделали три руководителя Госгеокадастра?
- Не преодолели полностью коррупцию. Спорить с этим бессмысленно.
- Не провели земельную реформу и рынок земли в Украине все так же далек. Единственный результат, достигнутый за два года - постепенное дрейфование общественного мнения в сторону рынка, но происходит оно очень медленно.
- Не передали право распоряжения землями на уровень органов местного самоуправления. Но учитывая сомнительную коррупционную устойчивость местных чиновников - не факт, что это можно считать недочетом.
Даже вопреки последним трем пунктам, сделано в земельных ресурсах немало. Но репутационное наследство Госкомзема еще очень долго будет мешать Госгеокадастру в позиционировании. И в этом контексте нельзя не согласится с главном спикером страны – тризуб на Кремле действительно кривоват.