Поэтому международное сообщество позволило, чтобы Россия избежала серьезного наказания за военную агрессию в Украине и аннексию Крыма. Москва отделалась лишь ограниченными санкциями.
Но на деле Кремль очень уязвим. С момента прихода к власти в 2000 году президент Владимир Путин провел деинституционализацию политической системы, подчинив весь государственный аппарат, в том числе суды, Кремлю и «диктатуре закона».
В результате в современной России фактически не существует прав на частную собственность. Все богатые россияне, в том числе сам Путин и его друзья, хранят деньги за границей. В недавно опубликованном исследовании французский экономист Томас Пикетти и его соавторы оценили объем российского оффшорного капитала примерно в $800 млрд. Это данные по состоянию на 2015 год.
По оценке МВФ, сумма всех капиталов, выведенных за рубеж за последнюю четверть века составляет $750 млрд. То есть в частных руках у россиян находится огромное состояние. Что-то из этого принадлежит олигархам, но многое – Путину и его приспешникам.
20 марта 2014 года, через два дня после аннексии Крыма Россией, США совершили беспрецедентный шаг. Под американские санкции попал «клуб друзей Путина»: Геннадий Тимченко, Аркадий Ротенберг, Борис Ротенберг и Юрий Ковальчук. Их активы были заморожены.
Они попали под санкции «потому что каждый из них действовал за или от имени России, а также оказывал материальную или иную поддержку высокопоставленному должностному лицу России», то есть Владимиру Путину. В санкционный список Европейского Союза также попали Аркадий Ротенберг, Юрий Ковальчук и Николай Шамалов. Путин был публично очень огорчен этим фактом. Это свидетельствует о том, что такой шаг имел на него воздействие.
Впрочем, только Италия провела громкую заморозку активов и недвижимости имущества Аркадия Ротенберга на сумму около $36 млн. Большая часть отмытых денег из России проходит через Кипр, Британские Виргинские острова и Каймановы острова. Хотя эти небольшие острова не способны поглощать такие крупные российские инвестиции.
Большая часть европейских правительств не допускает анонимных инвестиций и требует информацию о бенефициарах. Исключением являются территории с англосаксонской правовой системой. Две крупнейших офшорных гавани, принимающие анонимные инвестиции, – это Соединенные Штаты и Великобритания.
В мае 2016 года бывший премьер-министр Великобритании Дэвид Кэмерон собрал большую международную конференцию, чтобы противостоять анонимности в этой сфере. Он пожаловался, что 99 тысяч различных зданий и строений в Соединенном Королевстве принадлежат анонимным собственникам. Компания New Statesman заявила, что анонимные офшорные компании владеют 36 тысячами объектами недвижимости в Лондоне. Их оценочная стоимость – $156 млрд.
На сегодняшний день уже 29 европейских стран раскрыли информацию о бенефициарах всех активов, 11 государств готовы последовать этому примеру. Соединенные Штаты, напротив, не брали на себя обязательства такого рода.
Британский журналист Оливер Буллоу как-то заметил: «Офшор можно организовать, не выходя из дома. Законы в штатах Делавэр и Невада предлагают компаниям подобные механизмы. Таким же образом работают законы и на Виргинских островах. В США можно создать корпоративную структуру, даже не подтвердив свою личность. Сейчас это сделать проще, чем в таких известных налоговых гаванях, как Каймановы острова, Джерси или остров Мэн. Почти треть сделок с недвижимостью в крупнейших городах Америки являются подозрительными».
Мало того, что в США разрешена анонимная собственность, разрешены также и анонимные денежные переводы. В декабре 2016 года Wall Street Journal писал о том, что каждый год десятки миллиардов долларов проходят через непрозрачные банковские счета. Но сейчас банковская политика ужесточилась.
В августе отдел США по борьбе с финансовыми преступлениями приказал банкам фиксировать денежные и банковские переводы на оплату элитной недвижимости в таких районах, как Майами-Дейд, Бровард, Палм-Бич, Нью-Йорк и Лос-Анджелес. Это любимые направления россиян. Такие меры помогут идентифицировать физических лиц, которые стоят за этими банковскими переводами. К слову, суммы в них на оплату счетов во Южной Флориде начинаются от 1 миллиона долларов.
Так что Соединенные Штаты вполне могут выиграть войну против президента России Владимира Путина мирными средствами и даже «не выходя из дома»