Лишение депутатов неприкосновенности не уменьшит количество неприкосновенных
Возможная отмена депутатской неприкосновенности будет только косметической процедурой.
Президент сказал – президент сделал. Еще месяц назад, во время ежегодного послания к Верховной Раде, он призвал отменить депутатскую неприкосновенность для депутатов уже нового созыва с 1 января 2020 года. Показательно, что соответствующее представление глава государства внес в парламент утром 17 октября – на этот день силы, которые позиционируют себя оппозиционными, собрали под Радой протестную акцию. Депутатская неприкосновенность звучала среди требований, хоть и не основных. И хотя подобный законопроект уже есть, и спикер Андрей Парубий поручил профильному комитету безотлагательно рассмотреть оба, своим представлением Петр Порошенко явно действует на опережение.
"Неприкосновенность превратилась в гарантию безнаказанности", - заявил президент. И ожидая, когда же в ответ заговорят о необходимости одновременно лишить неприкосновенности и самого президента, предлагаю подумать, решит ли все это глобальную украинскую проблему безнаказанности как повседневности. К сожалению, безнаказанность превратилась в норму жизни, гораздо более опасную, нежели легендарная коррупция, с которой на словах борются все кому не лень – хоть власть, хоть оппозиция, хоть общественные активисты, хоть социальные сети.
Президентское намерение отменить депутатскую неприкосновенность аж за три года выглядит не благим намерением, а очень напоминает популистские лозунги. Глава государства якобы демонстрирует, что слушает и слышит украинцев, которые недовольны качеством парламента. Но граждане требуют изменений здесь и сейчас. И если когда-то соответствующие решения смогли уменьшить зарплаты депутатам действующего, а не следующего созыва, формально ничего не мешает лишить неприкосновенности парламентариев нынешней, а не следующей каденции. То есть дать старт этой парламентской реформе уже с января 2018-го, а не 2020 года.
Однако спросите себя, решит ли это проблему безнаказанности чиновников хоть в короткой, хоть в долгосрочной перспективе? Вспомните, очень страдали народные депутаты, когда им урезали зарплату? Ничего не изменилось. Они так же в массе своей прогуливали заседания, из-за чего проваливались голосования за важные для развития Украины законы. Или голосовали "правильно", получая за лоббизм черный кэш. Электронное декларирование красноречиво доказало: нет депутатов, кроме разве что Михаила Гаврилюка, которые бы жили на свою зарплату.
С лишением неприкосновенности получится то же самое. Если вы думаете, что депутата Парасюка удастся когда-то наказать за то, что при первой же возможности дает волю рукам, ногам и глупому языку, вы глубоко ошибаетесь. Потому парасюков по Украине десятки, если не сотни. Опять всуе хочется вспомнить печально известного Александра Музычко, он же Сашко Белый. Незащищенный никаким статусом неприкосновенности, он запросто и открыто ходил по улицам Ровно с "калашом". И всякого, кто бы попытался найти на него закон и порядок, немедленно окрестил бы служкой преступного режима. Милиционеров, с которыми Музычко вступил в перестрелку и погиб, до сих пор называют убийцами. А Белому, злостному нарушителю закона, поставили памятник.
Ладно, пусть Музычко имел статус такого себе народного мстителя. Но как быть с неким Юрием Чеканом, который 5 октября умышленно разрушил памятную доску героям Небесной сотни? Его не наказали. В смысле совсем никак. Задержали и отпустили. Возмущению соцсетей нет границ. Но виртуальные активисты так же громко возмущаются другим многочисленным фактам безнаказанности. Государственные служащие, вовсе не наделенные неприкосновенностью, замешаны в резонансных ДТП, в том числе со смертельным финалом, и нередко гибнут или травмируются дети. Это не только представители исполнительной власти в центре и на местах. Фигурируют судьи, прокуроры и их работники, а также бизнесмены разной степени влияния, которым часто даже откупиться лень. Они просто живут дальше, уверенные в том, что на них нет и не будет управы.
Следовательно, возможная отмена депутатской неприкосновенности будет только косметической процедурой. Доверие к парламенту от того не увеличится, как не увеличится и его эффективность. Если Парасюка изберут еще раз, он и дальше будет вести себя так, как сейчас. Потому что даже точечное снятие иммунитета (например, с Онищенко или Розенблата) не гарантировало, как видим, неотвратимости наказания за содеянное. Ведь безнаказанность существует не только в стенах ВР. А значит, именно общество создало для неприкасаемых своеобразную подушку безопасности. Где бы они ни работали, какой бы статус ни имели.