Судите сами, сегодня в обращении у нас находится наличной валюты в 18 раз больше золотовалютного резерва. Поэтому не следует Кабмину больше брать валютные кредиты при таких высоких рисках и неработающей промышленности, однако, спасти экономику страны смогут внутренние и внешние инвестиции, а учитывая, что дефолт неизбежен, надо стимулировать инвестиционный бизнес, который бы за гривны приобретал корпоративные права еще действующих конкурентных предприятий.
Целевая аудитория таких проектов – это не те наши граждане, которые живут от зарплаты до зарплаты, а прежде всего экономические чиновники, состояния отдельных из них уже приближаются к финансам олигархов. Правда, отдельные эксперты пытаются убедить нас в том, что Кабмин Владимира Гройсмана хочет возобновить кредитование реального сектора экономики и повысить доходы населения. Но как в это поверить после ярко разрекламированной жесточайшей зачистки частных коммерческих банков? Ведь теперь Минфин стал владельцем 55% банковской системы Украины. И это еще не главное.
Не падайте со стула, когда узнаете, что в этих каким-то чудом еще действующих государственных банках сконцентрировано 70% всех неработающих (NPL) кредитов. При этом зачистка частного сектора банковской системы продолжается. Как известно, 11 октября текущего года истек третий месяц с момента вступления в силу требования Нацбанка Украины по минимальному зарегистрированному уставному капиталу на уровне 200 млн гривен - у 7 коммерческих банков так и не был сформирован и зарегистрирован такой размер уставного капитала. Дело в том, что НБУ мог признать эти кредитные учреждения проблемными еще в июле 2017 года, но дал им еще 180 дней для устранения нарушения нормативки.
Чуда не случилось, и теперь под нож могут пойти банки "Центр", "Кредит Оптима Банк", УБРР, "Альпари Банк", "Айбокс Банк", "Портал", "Поликомбанк". А почему раньше не было такого массового "падежа"? И почему всё росло до начала этого большого кризиса? Да потому что осуществлялась стимуляция спроса через кредитный или долговой механизм. Но это хорошо работает только при условиях, когда есть кого кредитовать или кому давать в долг, затем этот долг может быть обслужен реальным денежным потоком от экономики. Иными словами, заемщики из своих доходов смогут рассчитываться по кредитам. Но теперь, о чем я говорил выше, это просто невозможно! И поэтому всё худшее на рынке кредитования и в целом в банковской системе еще впереди.
Ну, хоть теперь вы понимаете, почему нас постоянно убеждают в том, что Международный валютный фонд – это наше всё? И почему Кабмин не может жить без кредитов Фонда и спонсорской помощи западных партнеров. Напомню, 11 марта 2015 года Международный валютный фонд для правительства Украины утвердил 4-летнюю программу расширенного финансирования на общую сумму 17,516 млрд долларов США (к этому времени Минфин получил 8,7 млрд долл. США, соответственно, до марта 2019 года должны поступить еще 8,8 млрд долл. США). Думаю, небезынтересно будет узнать, что за все годы независимости мы получили от МВФ 31,3 млрд долл. США.
Как расшивать эту тяжелейшую ситуацию в стране и одновременно активизировать инвестиционный процесс? Именно на эту наиболее актуальную тему и состоялся недавно "круглый стол" не с закредитованными олигархами, а с предпринимателями, создавшими собственный бизнес с нуля. Обсуждали, какими путями нам надо выкарабкиваться из этого системного кризиса, куда нас загнали политики. Ведь как и при Януковиче, так и теперь мы наблюдаем за тем же сумасшедшим проектом "жить взаймы, жить не по средствам". Хотя, по большому счету ясно, что частного капитала в Украине достаточно, чтобы развивать реальный сектор экономики и строить новую архитектуру финансового рынка, т.к. у финансово состоятельных граждан "на руках" до 90 млрд в иностранной валюте и 283 млрд гривен.
Но как эти деньги направить на прямые инвестиции? Поверьте, бизнес всё это будет делать за свой счет, финансовая поддержка из государственного бюджета не нужна. Какие конкретные будут шаги. Прежде всего, участники "круглого стола" утвердились в том, что необходимо создавать и развивать деятельность корпоративных и паевых инвестиционных фондов на украинском рынке совместного инвестирования. К тому же активы сегодня настолько упали в цене, что, особо не напрягаясь, на одну привлеченную гривну возвращать через 1,5-2 года можно 3-5 гривен. И не нужно брать кредиты у Международного валютного фонда под "драконовские" обязательства и, конечно же, не печатать новые эмиссии денег, разгоняя инфляцию.
Вот почему сейчас реальному сектору экономики Украины, как воздух, нужны прямые инвестиции или, проще говоря, "длинные деньги". А это не только особые институты, но и особая технология на рынке совместного инвестирования. Особенно в нынешних кризисных условиях решение проблем "длинных денег" требует комплексного подхода. Это не какой-то единичный вопрос или воля отдельных политиков и предпринимателей. Это должна быть целостная экономическая политика государства, направленная на создание не просто "длинных денег", а именно национальных "длинных денег". В такие моменты очень важно реально вести организационную работу по консолидации всех конструктивных инициатив экспертного и предпринимательского сообществ, а также законодательной и исполнительной властей.
В завершение хотел бы заметить, экономическая жизнь нас показательно учит: препятствия находятся внутри страны, а не вовне. Пора, наконец-то, прекращать этот сумасшедший проект "жить взаймы, жить не по средствам".