Пенсионная реформа-2 стартовала. Чего ожидать?
Говорю Андрей Рева, подразумеваю — Сергей Тигипко. Итак, как всем известно, 3 октября Верховная Рада приняла законопроекты, которыми внедряется пенсионная реформа-2.
Как отметили в Кабмине, после подписания президентом этих законопроектов пенсионная реформа в Украине наконец-то стартовала.
Однако неужели нынешняя власть так забывчива, что не помнит о том, что еще до них такой же "выдающийся" экономист Сергей Тигипко инициировал, а Верховная Рада 7 июля 2011 года утвердила пенсионную реформу-1, которой, во-первых, был повышен пенсионный возраст для женщин и госслужащих (возраст выхода на пенсию для женщин поэтапно был увеличен с 55 до 60 лет, для госслужащих пенсионный возраст подняли с 60 до 63 лет). Тогда же был поднят минимально необходимый страховой стаж для получения пенсии с 5 до 15 лет, а для вновь назначенных пенсий была увеличена нормативная продолжительность страхового стажа для назначения пенсии по возрасту в минимальном размере для женщин - с 20 до 30 лет и для мужчин - с 25 до 35 лет.
Вот кто первым начал украинцам повышать возраст выхода на пенсию и страховой стаж! А 3 октября текущего 2017 года народные депутаты пошли еще дальше в "улучшении" жизни наших граждан и значительно больше ужесточили требования к страховому стажу. В частности, в 2018 году для выхода на пенсию в 60 лет теперь нужно будет иметь уже 25 лет стажа. При стаже 15-25 лет на пенсию можно будет выйти в 63 года, менее 15 лет – в 65 лет. Люди, у которых нет нужного страхового стажа, лишь смогут претендовать на социальную помощь при достижении 63 лет. Такова на деле, а не на словах забота законодателей о своих избирателях. И это при том, что мы и в дальнейшем будем иметь дело с очень высокой смертностью мужчин в среднем возрасте.
Во-вторых, предусматривается введение с 1 января 2019 года II Накопительного уровня пенсионной системы с обязательным формированием личных накопительных счетов для работников младше 35 лет. Правда, ни один нардеп сегодня не скажет, куда инвестировать пенсионные накопления в условиях, когда украинский рынок ценных бумаг фактически убит (в листинговой "корзине" самой крупной украинской фондовой биржи находятся акции всего лишь 4 эмитентов, а торгуются акции лишь двух публичных акционерных обществ), рынок недвижимости неудержимо обрушивается, а на банковский депозит в потенциально неплатежеспособный банк только сумасшедший переведет пенсионные средства. И как в этих условиях зарабатывать инвестиционный доход на привлеченные пенсионные активы?! Выходит, их просто "проедят" менеджеры за услуги по администрированию.
Да, коротка память у нынешних народных избранников, а ведь тогда в 2011 году вице-премьер Сергей Тигипко также бодро, как и сейчас Андрей Рева, прогнозировал: дескать, в 2013 году бюджет Пенсионного фонда будет бездефицитным, а это значит, что в 2013-м мы можем вводить второй уровень пенсионной системы. Но мы-то знаем настоящую цену таким обещаниям и прогнозам. Напомню, на сегодня "дыра" в Пенсионном фонде Украины уже почти достигла размера в 150 млрд грн. И судя по всему, это еще не предел для наших финансовых властей. Более того, где гарантии дальнейших выплат пенсий? Ведь огромная (страшно подумать!) "дыра" в 5,5 млрд долл. в ПФУ так и не сокращается.
В этой связи допускаю, что не за горами и то время, когда нардепы примут закон о том, что госбюджет Украины станет приложением к Пенсионному фонду. И это не шутка. Например, в Грузии нет пенсионного фонда, а есть универсальный государственный бюджет, из которого выделяются средства для выплаты пенсий. Они сократили число министерств с 18 до 13, а число госслужб - с 52 до 34, и, соответственно, тогда в Грузии размер минимальной пенсии вырос с 14 лари (6,5 долл.) в 2003 году до 100 лари (60 долл.) в 2011 году.
Поэтому, если без обид, слушая в последнее время довольно частые выступления Владимира Гройсмана об особенностях пенсионной реформы-2, складывается такое впечатление, что он вряд ли до конца понимает содержание этих преобразований и прямую зависимость наполняемости госбюджета от девальвации гривны и экономического роста. Должен ему заметить, что можно, в принципе, в сжатые сроки по максимуму набрать валютных кредитов, затем обесценить гривну, не выплачивать пенсии, а также зарплаты на госпредприятиях, и тогда к концу 2018 года рост ВВП Украины (правда, на бумаге) будет еще более 3%. Или такой незатейливый сценарий для здешней слабообразованной публики и задумывается?
Наконец, могут ли сейчас Кабмин Владимира Гройсмана и Верховная Рада дать какие-то гарантии того, что через 10, 15 или 20 лет, когда пенсии будут оформлять те, кто будет копить пенсионный капитал в Фонде II Накопительного уровня, украинское пенсионное законодательство не поменяется соответственно в те же 10, 15 или 20 раз? И есть ли вообще гарантии того, что новый пенсионный закон проживет столько лет? Ведь пенсионная реформа имени Тигипко "прожила" не более 6 лет.
И вот теперь как удержаться, чтобы не сказать, что Тигипко и Рева, проводники первой и второй пенсионных реформ, это просто сиамские близнецы. А если серьезно, то всем нам надо себе задать очень важный вопрос: кто отвечает за нашу будущую пенсию - государство, мой работодатель или я сам (сама)?. Уверен, иллюзии насчет того, что мое государство отвечает за мою достойную пенсию, уже давно развеялись. Поэтому совместно с работодателем нужно самим заботиться о своей старости и о своей достойной пенсии. Для этого, как минимум, следует постоянно задаваться вопросами: где формируется моя будущая пенсия и куда менеджеры инвестируют мои пенсионные накопления?
Поэтому в ближайшие годы, вероятнее всего, люди будут активнее разрабатывать свои собственные пенсионные стратегии, будь то вложения в ценные бумаги, недвижимость или собственных детей. Все это, конечно, не добавляет нам уверенности в будущем. Но, увы, мы по-прежнему не доверяем своему государству.