Неслучайные губернаторы Путина
Губернаторопад, затеянный Кремлем в начале осени 2017-го, — на марше. Скоро он, наверное, прервётся: за пять месяцев до президентских выборов губернаторский корпус, способный и готовый дать к 18 марта следующего года правильный электоральный результат, должен быть сформирован в полном объеме. Но пока — карнавал продолжается.
Если вначале говорили, что Владимир Путин насаждает в регионы исключительно молодых технократов, могущих заменить старые методы управления на ультрасовременные (которым типа учат в НИУ ВШЭ и иногда в администрации президента), то к сегодняшнему дню концепция немного изменилась. Точнее, это случилось тогда, когда вместо юного (40 лет) Михаила Котюкова, бывшего замгубернатора Красноярского края и нынешнего главы Федерального агентства научных организаций (ФАНО), руководителем огромного Красноярья стал 62-летний спикер заксобрания региона Александр Усс. С этого момента стало понятно, что новые назначения, как и прежде, во многом обусловлены банальной борьбой могущественных кланов в окружении г-на Путина, а на всякого политолога довольно простоты.
Впрочем, самыми интересными по состоянию на сейчас выглядят два назначения. 68-летнего Владимира Васильева, экс-шефа фракции «Единая Россия» в Госдуме — начальником Республики Дагестан. И 38-летнего Андрея Клычкова, заметного члена КПРФ и лидера коммунистов в Мосгордуме — на Орловскую область.
И в этих двух случаях кадровая логика, как ни смешно, ясна на уровне Божьего дня.
1. Дагестан. Кремль решил отказаться в этой многонациональной республике от прежней системы власти, предполагавшей динамическое равновесие между крупнейшими этническими группами, живущими в регионе — прежде всего, аварцами, даргинцами, лезгинами и кумыками. Равно как и квотное распределение «вкусных» должностей между представителями этих этносов. Теперь главой Дагестана будет человек, стоящий над межэтническими разногласиями / противоречиями. Русский и военный. Типичный, что называется, генерал-губернатор. Г-н Васильев идеально подходит. Он генерал МВД и бывший первый замглавы ведомства. Родившийся в подмосковном Клину и вполне классический русский человек, хоть по отцу и казах. При том в конце 1990-х гг., с приходом в МВД министра Владимира Рушайло, Владимира Васильева окружение президента Ельцина пыталось куда-то задвинуть. Но президент Путин в 2001-м вернул его из временного политико-аппаратного небытия.
2. Орловская область. Она как бы закреплена за КПРФ, по полугласной договоренности Геннадия Зюганова с Кремлем. В этом плане Андрей Клычков — тоже прекрасный выбор. 38 лет, родился в Калининграде, как политик состоялся в Москве, с орловскими кланами не связан. Зная его лично, могу сказать, что он человек умный и деятельный. Коррупционного шлейфа за ним не было и нет.
Такие назначения может одобрить и злостный критик Владимира Путина (я не себя имею в виду, так как я никак не злостный). А мы — можем понять важный критерий, стоящий выше разделения на молодых технократов и пожилых лоббистов: губернатором должен стать человек, обязанный нынешнему президенту не только этим постом, но вообще возникновением, продолжением и/или развитием политической карьеры; а шире — обязанный эпохе, стартовавшей 17 с половиною лет назад и нескончаемо продолжаемой впредь.
Перед выборами регионы не могут оказаться под управлением случайных персонажей, как то нередко бывало раньше.