К сожалению, в пылу дискуссии не всегда применяют системный поход и зачастую не вполне объективно оценивают возможности Нацбанка по контролю инфляции.
Экономическая наука под инфляционным таргетированием подразумевает такое целеполагание, при котором денежные власти страны берут на себя обязательство достичь определенного уровня инфляции. Основоположник монетаризма Милтон Фридман утверждал, что инфляция – сугубо денежный феномен. В работе «Количественная теория денег» он подробно проанализировал инфляцию и предложил механизмы ее регулирования при помощи монетаристской теории. Ее популярность обусловила то, что на протяжении длительного времени считался незыблемым тезис о чисто денежном характере инфляции. Наверное, сила инерции этого популярного тезиса внесла свой вклад в то, исходя из каких позиций, в Украине многие обсуждают проблемы инфляции. Ряд авторитетных в мире экономистов аргументированно подвергли сомнению точку зрения Фридмана. Сейчас лишь наиболее догматичные поклонники монетаризма станут отрицать утверждение, что инфляция является многофакторным процессом, у которого могут быть разные причины. Есть ряд немонетарных факторов, приводящих к росту цен. Если кратко, это — монополистическое ценообразование, изменение конъюнктуры рынков (в том числе рынков импортируемой продукции), циклические и сезонные факторы роста цен, структурные сдвиги спроса.
Есть предпосылки для роста ВВП по итогам 2017 года
Таргетирование инфляции в нашей стране – на самом деле намного более сложная задача, чем кажется. Почему? Укрупнено выделю три причины:
Экономика Украины подвержена частым шокам (внутренним и внешним, так как пока модель ее развития состоит в экспорте сырья и продукции с низкой долей добавленной стоимости). Это очень сильно затрудняет любое планирование, в том числе и в отношении инфляции.
На уровень инфляции, кроме денежно-кредитной политики, часто влияют другие факторы, лежащие вне сферы компетенции Нацбанка, и это влияние весьма ощутимо.
Наше государство одновременно вынужденно решать несколько задач: например, поддерживать низкую инфляцию и наращивать доходы населения, поддерживать стабильным курс гривны и обеспечивать рост ВВП, поднимать социальные стандарты и приводить тарифы на услуги ЖКХ к экономически обоснованному уровню (перечень можно продолжить). Пожалуй, больше половины из этих задач являются взаимоисключающими.
Таргетирование инфляции, как ключевой режим кредитно-денежной политики (что вытекает из законодательно закрепленных функций Нацбанка), не только должно быть рассчитано на долгосрочную перспективу, но и должно базироваться на долговременном опыте низкой инфляции. Если мы обратимся к опыту развитых стран, то увидим, что эффективное достижение целевого ориентира по инфляции реально только при устойчивых темпах экономического роста. Посмотрим на динамику ВВП Украины за последние несколько лет, чтобы оценить, насколько устойчивыми был у нас рост экономики. Вот динамика реального (исчисленного в долларах) ВВП Украины (год к году):
- 2013 год – «плюс» 4,3%;
- 2014 год – «минус» 28,1%;
- 2015 год – «минус» 31,3%;
- 2016 год – «плюс» 2,9%.
Есть предпосылки для роста ВВП по итогам 2017 года, надеюсь, что такая тенденция продолжится и в следующем году. Это создаст нужные условия для успеха в таргетировании инфляции на ближайшие годы, цели по уровню которой, согласно «Основ денежно-кредитной политики на 2018 год и среднесрочную перспективу», таковы:
- декабрь 2018 года — 6% (с допустимым диапазоном колебаний ±2 процентных пункта);
- декабрь 2019 года — 5% (с допустимым диапазоном колебаний ±1 процентный пункт);
- декабрь 2020 года — 5% (с допустимым диапазоном колебаний ±1 процентный пункт).
Как известно, эффективное применение инфляционного таргетирования возможно при условии низких темпов инфляции в базовых отраслях экономики на протяжении длительного времени. Как с этим обстоит ситуация? Не лучшим образом. Рост цен в промышленности Украины составил:
- в 2013 году – 14,7%
- в 2014 году - 31,7%,
- в 2015 году - 25,4%,
- в 2016 году – 35,7%.
Это не может не транслироваться (с лагом в 6-9 месяцев) в потребительские цены. Но, есть основания ожидать, что в текущем году рост цен в промышленности будет значительно ниже, чем в предыдущие годы – цены производителей за первое полугодие 2017 года выросли на 8,4%. Если удастся выдержать заданные темпы рост цен в промышленности и дальше, это позитивно отразится на потребительской инфляции в следующем году.
Существует несколько критериев, при соответствии которым стоит ожидать ощутимых результатов от инфляционного таргетирования в той или иной стране. К таким критериям нужно отнести следующие:
- институциональная и операционная независимость Центрального банка;
- высокая способность специалистов Центробанка в плане достоверного прогнозирования;
- отсутствие сильной зависимости экономики страны от цен на экспортируемую и импортируемую продукцию, свободные внутренние цены, узкий диапазон колебаний курса национальной валюты, минимальная долларизация экономики;
- высокоразвитая и стабильная банковско-финансовая система, способная обеспечить эффективное функционирование трансмиссионного механизма кредитно-денежной политики.
Нужно признать, что сейчас в Украине можно говорить лишь об удовлетворении первого критерия полностью и второго критерия в существенной мере. Как видите, у нас все же имеются весомые объективные причины, затрудняющие проведение эффективной антиинфляционной политики.
Если анализировать опыт государств, которые относится к категории стран с развивающимися рынками, а Украина в их числе, то укрупнено выявлены такие специфические нюансы использования политики таргетирования инфляции:
- Центральный банк может пересматривать как показатель целевого уровня инфляции, так и временной период, на протяжении которого осуществляется таргетирование. Это может сформировать недоверие к самой идее таргетирования инфляции – ведь если не в полной мере получается достичь цели по инфляции, то ЦБ теоретически может пересмотреть целевые показатели. Во многих развивающихся государствах периодический пересмотр «таргета» по инфляции является привычной процедурой. Правда, в Украине такого пока не было;
- успешность политики инфляционного таргетирования зависит не только от последовательности политики Центробанка, но и от доверия населения к ней. Как добиться такого доверия в отношении таргетирования инфляции? Нет другого метода, чем в течение длительного периода применять жесткую рестрикционную денежно-кредитную политику путем установления и поддержания ключевой процентной ставки на высоком уровне. Но это будет тормозить рост экономики и увеличение зарплат, что не может понравиться населению;
- государства, таргетирующие инфляцию, обычно предварительно переходят к системе плавающего валютного курса, значение которого на первых порах формируется исключительно под влиянием спроса и предложения. Возникающая вследствие этого высокая волатильность курса негативно отражается на многих аспектах национальной экономики (что мы видели в 2014 году).
- в ситуации кризиса таргетирование инфляции может и не обеспечить финансовую стабильность государства. А при финансовой нестабильности степень воздействия процентной ставки на инфляцию (являющейся основным инструментом такого воздействия) ощутимо снижается.
Кроме первого пункта, все остальное, к сожалению, негативно влияет на текущие результаты антиинфляционной политики в Украине. Поэтому, с учетом всего написанного выше, я прихожу к двум выводам:
Оценивать успех или неуспех политики НБУ в вопросе таргетирования инфляции нужно с учетом понимания того, что есть такие инфляционно-образующие факторы, на которые Нацбанк может воздействовать, а есть такие, на которые не может.
В Украине сейчас таргетирование инфляции – напомню, мы применяем этот режим всего лишь второй год – в большей мере стоит расценивать как начальный шаг по регулированию ценовой динамики, а вовсе не как финальный аккорд проводимой Нацбанком на протяжении длительного времени антиинфляционной политики. Инфляция – сложный, порой внутренне противоречивый процесс, на динамику которого меры денежно-кредитной политики оказывают воздействие со значительным отставанием.