Развод в «Оппоблоке»
То, что происходит в публичной политике уже давно определено в узком кругу тех, кто принимает решения.
Это традиционная тактика для «Партии регионов» и ее условного правопреемника «Оппоблока». Таким образом, вчерашнее голосование по судебной реформе, можно считать не расхождением позиций, а официальным заявлением о разводе. Который не просто давно назревал – эта мина замедленного действия была заложена под даже не фракцию, а всю политическую силу уже в момент ее создания.
Напомним, вчера во время голосования за законопроект №6232 по судебной реформе, фракция «Оппоблок» раскололась на два лагеря. Двадцать депутатов, в том числе Воропаев, Шурма и Вилкул проголосовали «За», добавив коалиции необходимые голоса. Десять противников реформы отказались вообще нажимать кнопки, а Добкин и Новинский даже проголосовали «Против». После чего Новинский объявил о создании оппозиционной платформы внутри «Оппоблока», а Добкин объявил о выходе из партии. То есть внутрипартийная дискуссия перешла в открытый конфликт.
Условно фракцию «Оппоблока» можно разделить на две группы. Традиционно их называют группами влияния Рината Ахметова и Левочкина-Фирташа. Но личные амбиции тут не в приоритете – группы разные в принципе по основополагающим целям и задачам. Первую группу условно можно называть «промышленники». Это представители крупного бизнеса, связанного с производством. Они лоббируют интересы промпредприятий и их оппозиционность смотрится противоестественно. Депутаты, близкие к ФПГ Ахметова, представитель промышленников Днепропетровской области Вилкул – их оппозиционность имеет разумные границы. Потому что крупный бизнес заинтересован в процветании своего государства, политической стабильности и прочих аспектах, делающих Украину сильной на международной арене. Иначе, кто будет отстаивать и их интересы в борьбе за мировые рынки? Ничего личного – просто бизнес.
Вторая группа, которую можно условно назвать «друзья Кремля» строит свою политику именно на внешнеполитических связях. Они сторонники сближения с Россией, их связи, деньги и интересы уходят именно в том направлении. И если Украина и украинская власть сегодня воспринимают РФ в качестве агрессора и оккупанта – оппозиция этой группы логична и естественна. Хунта, печеньки Вашингтона, распятые мальчики в трусиках и гонения на единственно верное православие в РПЦ и филиалах – вот их риторика. Могут ли ужиться под одной политической крышей группы с такими разными целями и подходами? Конечно. Какое-то время и ради достижения тактических целей. Но потом, как в дружбе между разнополыми подростками в период бурления гормонов – природа возьмет свое. Стратегия разведет их по разным лагерям. И в момент какого голосования это произойдет – не важно.
Тут очень к месту будет провести небольшой исторический экскурс в начало и середину 2013 года. К тому моменту «дорогой Виктор Федорович» успел, простите, задолбать уже не только всю страну, но и своих формальных соратников именно из крупного бизнеса. Жадность команды старшего сына, их стремление дотянуться до всего съедобного в стране очевидно должны были закончится либо политическим взрывом, либо пожиранием вчерашних союзников. И идея заменить Януковича на кого-то более адекватного и не вызывающего такой ненависти в обществе буквально витала в воздухе. Оформить несчастный случай, провалить на выборах в 2015 году – детали остались за кадром. И именно Вилкула рассматривали в качестве самой подходящей замены. Он не «донецкий», что снимает львиную долю негатива, адекватен, умеет разговаривать и не будет терять берега. Не успели. Но общее понимание между потенциальными союзниками сохранилось.
Вернемся из прошлого к настоящему и будущему. Делить «имущество», то есть фракцию, центры влияния пока не будут – слишком дорого обойдется потеря такого рычага влияния на тактические вопросы в Верховной Раде. Но голосовать будут независимо друг от друга. Дороги разошлись и у всех свои тактические интересы. Не обошлось и без анекдотов. Один из главных симпатиков «русского мира», недавно получивший украинское гражданство от Януковича Вадим Новинский объявил о создании оппозиционной платформы внутри «Оппозиционного блока». В нее, надо полагать, войдут два самых непримиримых борца – сам Новинский и Нестор Шуфрич, плюс еще десять депутатов. Оппозиция к оппозиции это прекрасно само по себе, видимо проект «НеТак» ничему не научил Шуфрича. Но пусть играют в свои игры – опыт показывает, что с такой риторикой в следующий парламент они не попадут.
Вишенкой на торте и лучшей шуткой стало заявление Михаила Добкина о выходе из партии и даже угроза сдать мандат. Последнее, кстати, вполне реально – мандат у Добкина слегка «бракованный», то есть он не дает неприкосновенности. Верховная Рада не так давно сняла эту самую неприкосновенность с нардепа, а что ему еще может дать этот статус? Пострадавшим в этой ситуации неожиданно оказался Генпрокурор Юрий Луценко. Теперь, даже если он посадит Добкина в тюрьму, Юрий Витальевич не сможет гордиться тем, что посадил влиятельного «регионала-оппоблоковца». Ценность беспартийного депутата, как «трофея», увы, не та…