Это, скорее, не реформа, а попытка подремонтировать старую пенсионную систему. Но даже эта пенсионная реформа пока тяжело проходит в Верховной Раде. Слишком много разных политических группировок ополчилось на эту реформу. Даже МВФ и ЕС высказали свои замечания насчет пенсионной реформы. Но, может они неправы? Или все же правы.
Украине досталась старая советская пенсионная система, которая неэффективна априори. Получается, что все сборы, которые выплачивает работодатель за своего работника в Пенсионный фонд, а также платежи, которые удерживаются с украинцев при совершении отдельных покупок, просто растворяются в этом фонде. Нет прозрачности и четкости, сколько кто заплатил и куда эти деньги делись. Как результат, большой простор для злоупотреблений и коррупции. Поэтому реформа украинской пенсионной системы назрела уже давно. Но никак не получается сделать реальные реформы. И получается, что в Украине пенсия самая низкая в Европе, и даже в мировом масштабе, среди стран, где пенсия выплачивается. Ведь есть много стран мира, где вообще нет пенсий по старости.
Почему же тогда в Германии или Дании пенсия большая? Что же такого делают они, чтобы человек, выходя на пенсию, действительно мог путешествовать и развлекаться, и не думать, за что купить себе хлеб. Причина этого чуда довольно таки простая. Люди, когда молоды и здоровы, накапливают деньги на специальных пенсионных счетах, чтобы потом не иметь проблемы в будущем. Этот метод называется персональные пенсионные счета, которые у нас часто называют «накопительная пенсионная система» или «пенсионная система второго уровня». Суть очень простая и эффективная. Каждый работающий человек имеет персональный специальный пенсионный счет в Пенсионном фонде (этот фонд, как правило, частично государственный, а частично частный). В ЕС тоже существует аналог нашего ЕСВ, который платит работодатель. Но у нас эти деньги растворяются в общей кубышке государственного Пенсионного фонда, в ЕС деньги, которые выплачиваются в виде ЕСВ, четко поступают только на персональный счет конкретного жителя ЕС. В результате каждый работающий в Германии или Франции знает, сколько за него работодатель уплатил пенсионных налогов, и что с ними стало. Понятно, что это убивает на корню зарплату в «конверте». Немец просто не поймет, как это можно платить зарплату в «конверте», так как это ему невыгодно, и он просто заставит работодателя платить «по-белому». Поэтому в Украине много говорят о том, что нужно ликвидировать зарплату в «конверте», но в действительности эта практика продолжается, и никакие призывы платить по-честному не помогают. А вот в Германии или Франции нет лозунгов и призывов, а бизнес действительно платит зарплату без «конвертов». Это касается и Польши, и Чехии, и стран Прибалтики, которые тоже раньше страдали от зарплат в «конверте». Деньги, которые накапливаются на персональном пенсионном счете, увеличиваются по мере длительности работы и роста зарплаты работника. Поэтому жителю ЕС очень важно сделать хорошую карьеру, чтобы на его персональном пенсионном счете была хорошая сумма на пенсию. Получается, что работники в ЕС уже с молодых лет думают о своей пенсии, и стараются как можно лучше устроиться, чтобы в будущем не было проблем. В ЕС действительно бывают случаи, когда работник не смог много накопить денег на своем пенсионном счете. Тогда он получит социальную пенсию, как правило, от местных властей. Это значительно меньше, чем получают жители ЕС, которые имеют хороший трудовой стаж. В данной ситуации четко выполняется социальная справедливость: кто хорошо работает, тот и получает достойную пенсию. Что очень часто не соблюдается в Украине.
Накопительную пенсионную систему первоначально планировали запустить в 2003 году, а потом отложили на год и теперь обещают уже с 2019 года. Процесс явно затянулся, и во многом текущие проблемы с пенсиями в Украине имеют место потому, что вовремя не начали хорошее дело. Даже если запустить накопительную пенсионную систему с 2019 года, то первые результаты будут только с 2029 года, а реально она начнет работать на полную силу только с 2049 года. Потеряли очень много времени впустую. А теперь нужно догонять.
Сразу ответ на вопрос: «Как обезопасить деньги от обесценивания, которые накапливаются на персональном пенсионном счете?». Все очень просто. Как минимум, не меньше 50% денег Пенсионного фонда конвертируется в доллары США или Евро, и эти деньги инвестируются в государственные ценные бумаги США и стран ЕС. Риск минимальный, а в случае девальвации гривны деньги не обесцениваются. Другая часть денег в Пенсионном фонде инвестируется в гривне, но только на депозиты государственных банков и в государственные облигации и облигации крупных компаний, тем самым риск потери денег тоже минимизируется. Но доход, получаемый в результате этих инвестиций, будет перекрывать инфляцию, и даже девальвацию гривны в будущем. Все можно сделать, было бы только желание.
Что же делать сейчас в Украине с пенсиями? Второй уровень накопительной пенсионной системы сразу запустить нельзя, а пенсионеров в Украине много. Тут можно применить метод, который использовали в Коста-Рике. Просто в госбюджете запланировали целевую эмиссию национальной валюты, которая ритмично производилась, но использовалась только для повышения пенсий. Тут важно чтобы эта эмиссия не была резкой и была ритмичной. Например, повышать пенсии на 100-200 грн в месяц в течение года. В результате этого повышаются пенсии, а, значит, повышается и покупательная способность пенсионеров, они будут больше покупать товаров, и, тем самым, стимулировать рост экономики Украины. Но при этом нужно будет прекратить дотирование пенсионеров за счет госбюджета (бесплатный проезд, субсидии ЖКХ и т.д). В результате пенсионеры получают нормальную пенсию, и не будет бесконечных споров о том, что у нас много льготников пенсионеров, и кто за них будет платить.
Мировой опыт знает много случаев, как можно сделать правильную Пенсионную реформу. Было бы только желание и политическая воля, и все у нас получится. А сводить всю Пенсионную реформу только к повышению пенсионного возраста, это несерьезно. В Украине действительно идет старение нации, но нельзя решить проблемы дефицита государственного Пенсионного фонда за счет уменьшения самих пенсионеров.