Администрация президента Петра Порошенко сумела стабилизировать государственные финансы, но не смогла обуздать «кумовство». Сейчас главный вопрос в том, способны ли судебные и правовые реформы, предпринимаемые украинскими властями, создать условия для устойчивого экономического роста.
После заключения кредитного соглашения в марте 2015 года Международный валютный фонд выплатил Украине уже четыре существенных транша. Но в ходе своего недавнего визита в Киев первый заместитель управляющего директора МВФ Дэвид Липтон предупредил, что есть риск того, что Украина «отступит назад».
Проблемы страны не являются макроэкономическими. Действующий министр финансов Александр Данилюк является сильным управленцем, как и его предшественник, Наталья Яресько. По данным МВФ, государственные расходы Украины в 2014-м составляли 53% от ВВП, но к 2016-му упали до 40% ВВП. Всего за год, с 2014 по 2015, Украина сократила свой бюджетный дефицит с 10% до всего 2% ВВП.
Более того, благодаря нововведениям в налоговой системе государственные доходы в первой половине 2017 года выросли на 30%, опередив рост расходов. В результате в январе-июне у правительства был сбалансирован бюджет. МВФ прогнозировал, что в конце 2017-го госдолг Украины составит 91% ВВП. Но правительство уже сократило долг до 81% ВВП. Этот прогресс, скорее всего, продолжится по мере роста экономики и укрепления гривны.
Никто, даже президент страны, не может стоять выше закона
За последние три года была очищена банковская система. Национальный банк Украины закрыл половину из 180 банков страны, большинство из которых были коррумпированы и проводили откровенно уголовные операции. По мере того, как страна приводит в порядок свои внутренние финансы, улучшается ситуация с внешним финансированием. Еще в 2014 году валютные резервы Украины вызывали серьезную озабоченность, но сейчас $18 млрд резервов выглядят обнадеживающим фактором.
В этом году также на 6% укрепилась гривна по отношению к доллару. Это привело к росту ВВП и сокращению государственного долга. В то же время Украина переживает относительно быструю «дедолларизацию»: банковские депозиты в гривне растут быстрее, чем в иностранной валюте.
У Украины есть три главных составляющих для быстрого и мощного роста экономики. В первой половине 2017-го вступила в силу Зона свободной торговли с Европейским союзом, экспорт Украины увеличился на 25% и опередил рост импорта. Также в Украине зафиксирован рост инвестиций и уровень потребления. При этом МВФ прогнозировал рост ВВП на 2,9% в 2017 году, однако он составил всего 2,5%. Есть несколько причин, по которым финансовая стабильность Украины еще не привела к мощному экономическому рывку.
Во-первых, война на востоке Украины разрушила сельскохозяйственный сектор, ведущий источник экономического роста за последнее десятилетие. Но что важнее – украинские предприниматели подавлены, поскольку не видят попыток конкурировать с олигархами, по-прежнему руководящих экономикой, исходя из своих интересов.
Последние три года правительство с подачи МФВ борется с коррупцией на систематической основе, в том числе путем актуализации цен на энергоносители и внедрения прозрачной электронной системы госзакупок. Более 100 тысяч публичных должностных лиц публично раскрыли свои доходы.
Но неспособность властей отстаивать верховенство права остается серьезной проблемой. Ранее отечественные предприятия и иностранные инвесторы опасались, что налоговые органы Украины злоупотребляют своей властью. В марте 2017 годы украинское Антикоррупционное бюро арестовало начальника налоговой службы Романа Насирова. Но теперь главной причиной для беспокойства являются Генеральная прокуратура и Службы безопасности Украины. Оба ведомства находятся под контролем президента и оба воспринимаются как коррумпированные государственные учреждения.
Есть надежда, что судебные реформы, которые реализуется в настоящее время, будут контролировать исполнительную власть, и тем самым стимулировать рост экономики. Но уже ясно, что этого недостаточно.
В июле президент Петр Порошенко лишил гражданства Михаила Саакашвили, бывшего президента Грузии, которого Порошенко пригласил в Украину и назначил губернатором Одесской области в 2015 году. Решение Порошенко, исполненное без надлежащего судебного разбирательства, юридически сомнительно. Тем временем Саакашвили получил возможность критиковать систему правосудия в Украине и говорить о том, что Порошенко пренебрегает верховенством закона.
Требование МВФ о том, чтобы украинское правительство создало независимый антикоррупционный суд для расследования, судебного преследования и наказания нечестных государственных чиновников, остается невыполненным. Но если Украина намерена продолжить свой путь к «выздоровлению», ей придется продемонстрировать, что никто, даже президент страны, не может стоять не выше закона.