1. Украинское языковое законодательство гораздо либеральнее, чем законодательства тех стран, которые критикуют Закон об образовании, в частности, Венгрии, Румынии, России. Кстати, в РФ в 2005 был принят закон "О государственном языке Российской Федерации", в котором часть статей была посвящена защите русского языка, у которого и так абсолютно монопольное положение в России.
2. Статья 7 закона "Об образовании" написана в соответствии с европейскими стандартами. Хартия региональных языков создана для защиты исчезающих языков. Ни венгерский, ни румынский, ни, тем более, русский к товым не относятся - они не исчезающие.
3. Украина не имеет юридических обязательств финансировать за счет госбюджета обучение на языках национальных меньшинств. Рамочная конвенция о защите национальных меньшинств не гарантирует обучение на языках национальных меньшинств. Статья 13 определяет право создавать не государственные, а частные образовательные учреждения для изучения языка нацменьшинств.
4. Наличие населенных пунктов/регионов, где граждане вообще не говорят на украинском языке, осложняет полноценное вовлечение этих граждан в пространство страны и может потенциально стать почвой для тех, кто когда-то захочет воспользоваться этим в политических целях. В этом смысле, интересно вообще, сколько и насколько активны сегодня партии, в названии которых есть региональная составляющяя.
5. Позиция украинской власти в этом вопросе - уверенно спокойная. Надо обязательно реагировать на публичные опасения относительно закона об образовании, высказанные другими государствами. Реагировать разъяснениями сути принятого закона. Также Украина готова предоставить статью 7 Закона "Об образовании" на экспертизу Совета Европы. Ну а заявление министра иностранных дел Венгрии Петера Сиярто о том, что Венгрия будет блокировать блокировать все дальнейшие решения Евросоюза, направленные на сближение ЕС с Украиной, - все-таки, больше эмоционально-политическое.