Тем не менее, в соглашении предусмотрена возможность приостановить этот упрощенный вариант пересечения границы. И в настоящий момент мы серьезно рискуем попасть под такую реакцию.
Причина не в том, что Украина что-то делает не так, не проводит нужные реформы или недостаточно активно борется с коррупцией. Тут у ЕС особых претензий нет, с общим курсом они согласны, а вопрос темпов реформ дискуссионный. Проблема в том, что в Украине растет угроза, которую Евросоюз воспринимает особенно остро. Нелегальная миграция. Европейские институты сохраняют хорошее лицо и отрицают тот факт, что волна нелегальных мигрантов становится серьезной проблемой. Но это хорошее лицо предназначено для СМИ и избирателей. Реальная проблема уже стала одной из главных причин плохого настроения в руководстве государств в Европе. В первую очередь это беспокоит Польшу, которая проявляет чудеса стойкости в борьбе с общеевропейской миграционной политикой. И если к нелегалам с Ближнего Востока и из Африки добавятся транзитеры с украинского направления, принимать жесткие меры начнут именно с нас.
Проблема действительно существует и тенденции не в нашу пользу. Уже в 2017 году количество задержанных нелегальных мигрантов в Украине выросло на 26%. Более 2 тысяч задержано на территории Украины, еще 3 тысячам отказали во въезде. Подавляющее большинство «незваных гостей» не планируют задерживаться в нашей стране. Они едут к западной границе Украины, чтобы пересечь ее и попасть в Европу. Что, естественно, саму Европу вообще не радует. Напомню, две тысячи – цифра задержанных полицией. А скольким удалось просочиться? Точной цифры вам никто не назовет.
Транзитом через Украину в Евросоюз едут граждане разных стран. В основном это жители бывших республик СССР, Молдова, Средняя Азия и конечно, Россия. Плюс небольшой процент тех, для кого и Россия стала транзитной территорией. Границу Украины и ЕС мигранты считают куда более прозрачной. Объединяет этих путешественников при всей разнице один единственный фактор – в Украину они попадают через границу с Россией. Дырявую, местами прозрачную или вовсе Украине неподконтрольную. Сумская область безусловный лидер в этом процессе. Есть практически не закрытые участки, проскочить через которые – простая задача. Не отстает и линия разграничения с ДНР и ЛНР. Реальной границы с РФ у недореспублик по факту нет, а линия разграничения с ОРДЛО в Украине достаточно условная.
Причин для развития такого маршрута несколько. В первую очередь потому что пересечь эту условную границу можно просто «по зеленке» не связываясь с пунктами пропуска. Но и КПП не идеальный фильтр. Знаете, сколько бланков украинских внутренних и загранпаспортов захватили боевики в Донецкой и Луганской области? А печатей? Никто точно не знает. И речь сейчас не о фальшивках, которых тоже хватает, речь о реальных документах, по которым условный боевик Моторола может вдруг превратиться в коренного дончанина Моторыленко. В базах этого паспорта нет, но примитивную проверку он выдержит и до западной границы доехать – не проблема. Даже на отжатой машине с захваченными в МРЭО номерами и техпаспортом.
Две тысячи задержанных нелегалов в 2017 году. Плюс неизвестное количество избежавших этой участи. Гости из Азии, России и с оккупированных территорий. Достаточно ли этого количества, чтобы напугать власти Евросоюза? Честное слово – проверять не хочется. Хотя бы потому, что цифра вообще не имеет никакого значения, когда очень нужен наглядный пример, а ты оказался под рукой.
Проблему лучше решить своими силами, хотя европейская финансовая поддержка была бы не лишней. А решение очевидно – если главный поток нелегалов идет из России, именно эту границу нужно укреплять, превращая в непреодолимый барьер. Усилить личным составом и техникой пограничные отряды в регионах риска, довести до финиша проект «Стена» с колючей проволокой, реальными преградами и в идеале рвом с крокодилами. И решить вопрос с линией разграничения – это тоже зона риска. Потому что если этого не сделаем мы, рано или поздно решать проблему будет Евросоюз. И не факт, что они будут усиливать нашу восточную границу. Могут ведь сосредоточиться и на западной.