Новый бюджет от старого ушел недалеко
Как уже сложилось традиционно, во время принятия нового госбюджета ведутся бесконечные споры и разговоры.
Но после принятия никто даже не пытается разобраться или проконтролировать, как его выполняют.
Как уже сложилось традиционно, во время принятия нового госбюджета ведутся бесконечные споры и разговоры. Но после принятия никто даже не пытается разобраться или проконтролировать, как его выполняют. В результате, очень часто в течении года его много раз переделывают и в конечном итоге получают совершенно отличное от того, что было принято.
УРА! Кричат все апологеты действующей власти и хвалят госбюджет-2018, как невероятное экономическое чудо, которое ждет жителей Украины. Но в действительности мало кто обратил внимание, что проект госбюджета 2018 года – это, скорее,очередная Маниловщина украинской власти, когда обещают многое а получается, как всегда.
Кто помнит, что в госбюджете на 2017 год была заложена инфляция на уровне 8%? А сейчас она уже около 14%, а в конце года, скорее всего, будет 18%. И это в лучшем случае. А в новом бюджете инфляцию заложили на 7%. Почему не 0,7%. Если уже фантазировать, то по полной. Беда нашего Минфина и нашего правительства, что они не хотят и не умеют делать настоящий госбюджет, а заведомо делают некачественный государственный документ, а потому удивляются, почему экономика Украины вместо роста показывает стагранцию или вообще падение.
И правительство Гройсмана, и Минфин Украины, и налоговая в этом году хвастались, что планы роста доходов в госбюджет на 2017 год перевыполнены. Действительно, за первое полугодие 2017 года доходы сводного госбюджета выросли больше чем на 46%. Просто таки экономическое чудо. Но, как это могло произойти, если согласно данным Госстата Украины за первое полугодие 2017 года промышленность и сельское хозяйство показали падение.
Нобелевское лауреаты по экономики в шоке, так как они не могут понять, как можно показывать такой небывалый рост сбора налогов, при падающей экономике. Но ларчик открывается просто. В результате, что в этом году инфляция выросла больше, даже чем девальвация гривны, существенно выросло и поступление НДС. При этом резко выросли и не возмещения НДС. Как результат, показатели роста доходов госбюджета, это фактически «налог на население», когда украинцы за счет более высоких цен на розничные товары оплачивают рост доходов госбюджета Украины при падающей экономике. Гениальное изобретение, хотя и часто используемое раньше. В результате повышения минимальной заработной платы выросла и номинальная заработная плата, но при этом выросли и цены. Напомню, что рост номинальной зарплаты за 7 месяцев 2017 года составил 37%, а вот реальная зарплата выросла всего на 12%. Все остальное «сьела инфляция». И опять предлагают в 2018 году повысить минимальную зарплату, но в этот раз уже не в 2 раза, а только на 15%. Рост номинальной зарплаты будет, но цены тоже свое сделают. Ничего нового, все как всегда.
Хотя нет, на 2018 год правительство Украины решило несколько изменить методику заработка на населении и хочет теперь больше получить денег в госбюджет Украины за счет целенаправленной девальвации гривны. Почему в госбюджете 2018 года правительство хочет видеть курс доллара на уровне 30 грн? Хотя события 2017 года показывают, что сейчас нет факторов, которые влияют на девальвацию гривны, скорее наоборот. С начала года наблюдается не девальвация, а наоборот, ревальвация гривны. Население более склонное менять доллары на гривну. Но правительству Гройсмана это не нравится, и оно хочет девальвацию. Предлагается как минимум девальвировать гривну на те же 15%, что и ожидаемый рост минимальной заработной платы. В этом случае, учитывая специфику экономики Украины, рост цены будет еще больше.
Что касается расходов госбюджета 2018 года, то все остается таким же, что и в 2017 году. Непомерно вырастут военные расходы и «откаты» по военным гостендерам. При этом все понимают, что эти разговоры по поводу сильной и мощной украинской армии всего лишь разговоры. Украинская армия, в основном, как использовала старое советское оружие, так и использует. А деньги, которые идут на оборону, успешно «осваиваются» друзьями власти. В 2018 году запланировано, что на субсидии ЖКХ выделят 55 млрд. грн, при этом забывают сказать, что в 2017 году планировали выделить 75 млрд. грн, Но уже сейчас долги госбюджета по субсидиям ЖКХ около 25 млрд. грн. Много говорят о Пенсионной реформе, но при этом забывают, что в среднем, пенсия в 2018 году вырастет аж на 45 грн и по уровню будет даже ниже прожиточного уровня. Это при том, что прожиточный уровень в Украине на 2018 года запланирован на уровне около 2 долларов за день. Согласно методике ООН, население считается нищим, если живет за 2 доллара в день. В Украине это считается большой экономический успех. К слову, на 2018 год, как и на 2017, запланировано, что из госбюджета будет выделено около 140 млрд. грн на дотации Пенсионного фонда. И это все после реформ. Как всегда, ведутся разговоры о том, будет увеличена зарплата учителям и врачам или нет, но при этом забывают сказать, что за счет сокращения школ и больниц в Украине идет оптимизация количества учителей и врачей в Украине согласно европейских стандартов, поэтому получат более высокую зарплату только те учителя и врачи, которые избегут сокращения. Опять разговоры о ремонте дохода, о том, что нужно больше денег на разного рода госпрограммы по строительству и воровству денег из госбюджета.
Почему не получается в Украине экономического чуда? А может потому, что, хотя в Украине памятники Ленина уничтожили, но вот госбюджет Украины составляют так, как это делали во времена Украинской Советской Социалистической республики. Что тут сказать? Пока наша власть будет любить совок и делать как во времена совка, и украинцы будет жить как в УССР, но уже без памятников Ленина.