Независимый и проблемный Курдистан
25 сентября жители иракского Курдистана пойдут на референдум о независимости.
Я уже рассказывал о том, как и почему к независимости стремятся каталонцы – жители самого богатого региона Испании.
Там центральная власть уже начала лютовать. Она поручила прокуратуре начать уголовные расследования в отношении 712 мэров городов, готовящих провести референдум 1 октября. Кроме того, полицию обязали искать, изымать, уничтожать бюллетени, урны для голосования и агитационные материалы.
Впрочем, все это, думаю, не поможет: в Каталонии и полиция, и прокуратура – местные. И те, и другие поддерживают проведение референдума. Поэтому если и будут выполнять приказы, то без большого энтузиазма. Скорее всего, голосование состоится, причем в его демократичности и мирном характере больших сомнений нет.
Этого, однако, нельзя сказать об еще одном референдуме насчет независимости, который состоится почти одновременно. 25 сентября жители иракского Курдистана тоже пойдут на участки для голосования. Они должны будут решить – отделяться их региону от Ирака или остаться в составе единой страны.
Ответ, в общем, известен заранее. Ожидается, что 98 или 99 процентов избирателей выступят за отделение.
Курды многие века мечтали о собственном государстве, но никак не могли его построить. Турки, арабы и иранцы всякий раз выступали против, жестоко подавляли курдские восстания. Их участников частью убивали, частью продавали в рабство, а частью загоняли в сухие и бесплодные горы.
Несмотря на столетия притеснений, депортаций, запретов на культуру и язык, курды сумели сохраниться как народ. Более того, сейчас курды – это самый многочисленный народ мира, не имеющий собственного государства. Точных цифр ни у кого нет, но считается, что их от 35 до 50 миллионов человек, разбросанных по разным странам.
Курдов, не имеющих своего государства, конечно, жалко. Страну они себе заслужили и даже выстрадали. Но объявление ими независимости в Ираке может повлечь за собой довольно серьезные и очень мрачные последствия.
Во-первых, никто точно не знает, где пройдут границы нового государства. На те земли, которые иракские курды считают своими, претендуют и местные арабы. Причем речь не только о земле, но и о ее недрах: по оценкам геологов, там содержится примерно 4% всех мировых запасов нефти. Драка с арабами за эту нефть почти неизбежна.
Во-вторых, против отделения курдов выступает не только Ирак, но и соседние Турция, Сирия и Иран. Они очень боятся, что и их собственные курды захотят последовать примеру иракских соплеменников. Строго говоря, в Сирии сейчас все к этому и так идет, что дико беспокоит Анкару. Турция много раз обещала не допустить создания независимого Курдистана. Она тоже может пойти в атаку на только что провозглашенное государство. Иран ей наверняка поможет.
В-третьих, большинство стран мира не готовы поддержать независимость курдов. Против выступают даже США, Великобритания и Германия, традиционно им помогавшие. Россия, кстати, относится к этой затее нейтрально. Единственная страна, громогласно объявившая о своей поддержке отделения курдов от Ирака, – это Израиль. Он надеется, что новое государство отвлечет на себя внимание и ресурсы региональных оппонентов – Турции, Ирана, Сирии и Ирака.
Более того, израильтяне не скрывают своего желания построить в Курдистане взлетно-посадочные полосы или даже авиабазы, с которых можно будет грозить всем упомянутым странам. В первую очередь, конечно, Ирану с его ядерной программой.
Иранцы, естественно, меньше всего хотят получить на своей границе израильские авиабазы и войска, поэтому будут всеми силами против создания Курдистана.
В результате провозглашение независимости грозит обернуться новой ближневосточной войной, в которой с одно стороны будут курды и (возможно) израильтяне, а с другой – Турция, Иран и Ирак.
Страны Запада и Россия, вероятно, останутся в стороне от конфликта, но сути дела это не поменяет: будущий конфликт обещает стать дико жестоким и кровавым. Независимый Курдистан – это огромная стратегическая опасность для всех своих соседей, но его жители ни за что не откажутся от только что полученной независимости, к которой они шли почти тысячу лет.
В общем, эта история может оказаться намного более жуткой, чем нынешняя гражданская война в Сирии. А учитывая фактор Израиля, совершенно неясно, чем она закончится.