Когда президент Украины Петр Порошенко лишил бывшего грузинского коллегу Михаил Саакашвили украинского паспорта, тот стал апатридом – то есть лицом без гражданства. Таким образом, новости о нем превратились из сугубо украинских в общемировые.
То, что в воскресенье творилось на польской границе и ее окрестностях, действительно здорово походило на безумие. С украинской стороны там мирно паслись титушки, лежали в травке задумчивые полицейские, нервничали генералы и скапливались активисты из числа сторонников Михо.
С польской тоже было весело. Славный город Перемышль на день стал столицей Украины – политиков и журналистов, сопровождавших апатрида, там было больше, чем в Верховной Раде в пятницу. Несмотря на запрет украинских властей, Саакашвили кипел решимостью пересечь границу. Он-то считает, что остается гражданином Украины, а паспорт его аннулировали незаконно.
Однако это было сделать непросто. Сначала поезд, в котором он собирался ехать во Львов, остановила симпатичная начальница поезда по имени Инна. Команды ей поступали по телефону. От кого – непонятно. Полиция сказала, что не от нее.
Потом была поездка автобусом на КПП Шегини. Власти его оцепили, переход заблокировали, а для верности кто-то его еще и "заминировал" по телефону. Но силами активистов прорыв все равно состоялся. Саакашвили на руках внесли в Украину, а потом на автомобиле отправили во Львов.
Там бывшего губернатора Одесской области с распростертыми объятиями встретил мэр Андрей Садовой. Вместе они собрали толпу на площади Рынок, где выступили на импровизированном митинге. На ночь Саакашвили остался в лучшем городе Украины.
Тем временем в Киеве царила легкая паника. Только к ночи против апатрида завели уголовные дела за незаконное пересечение границы и нападение на сотрудников правоохранительных органов.
Какими дальше будут действия сторон, мы узнаем в ближайшие дни. Но во всей этой истории есть несколько важных моментов.
Во-первых, лишение Саакашвили гражданства с самого начала было неумной затеей. Именно оно породило целую цепь диковатых событий, кульминацией которых и стал митинг во Львове. Во-вторых, весь мир с квадратными глазами в прямом следил за развитием этой истории. Когда ради одного человека пригоняют титушек, задерживают поезда, минируют границу, но он все равно ее прорывает, неподготовленный европеец отказывается верить в реальность происходящего. Для имиджа страны и ее властей это, мягко говоря, не очень хорошо. В-третьих, силовой прорыв границы – это вот очень серьезно. С точки зрения президента и правительства, сейчас Саакашвили и всех тех, кто ему помогал, надо срочно арестовывать. В противном случае власть просто перестает быть властью! Если ее четкие приказы игнорируются, то это уже что-то иное.
Отсюда вытекает еще одно странное следствие произошедшего. Я не очень понял, действует ли сейчас власть Петра Порошенко во Львове. Если да, то Саакашвили должен быть немедленно взят под стражу. Если этого не произойдет, то даже и не знаю, что сказать.
Что-то подобное было там во время Майдана: распоряжения Виктора Януковича из Киева во Львове игнорировались. Чем это закончилось для тогдашнего гаранта, мы все прекрасно знаем.
С другой стороны, вообще непонятно, как сейчас физически можно арестовать Саакашвили. Вокруг него – сотни сторонников. Не расстреливать же их всех.
Ну и самое последнее. Атака Банковой против Саакашвили выглядит совершенно бессмысленной, на грани безумия. Бывший президент Грузии обладал рейтингом около одного процента. Если бы его оставили в покое, то там бы он вместе со своим рейтингом и остался.
Сейчас же лицо без гражданства стало одним из наиболее влиятельных политиков Украины. Саакашвили открыто бросил вызов власти, пошел на риск – и победил! Теперь и рейтинг его наверняка подрастет. Из эмоционального и даже забавного маргинала он превратился в одного из оппозиционных лидеров.
Арестовать такого человека будет еще сложнее. Неизбежно появятся параллели с Януковичем, который посадил в тюрьму Тимошенко и Луценко. В общем, сейчас Банковой надо выбирать из двух ужасных вариантов действий. Первый – оставить Саакашвили на свободе и получить ситуацию фактического распада власти, ее монополии на насилие. Второй – посадить его, вызвав дикий конфликт в обществе и вполне серьезные разговоры о диктатуре.
Что выберет Порошенко, сейчас не очень понятно. Рискну предположить, что очень многое сейчас будет зависеть от позиции стран Запада по этому вопросу. Поэтому будем ждать реакции на последние новости из Берлина, Вашингтона и Брюсселя.