Не оживим экономический рост, не выполним требования кредиторов, далее - дефолт
Вчера 10 сентября кланы в Украине снова показали всему миру и рынкам, что не умеют преодолевать разногласия и объединяться в трудный момент.
А момент для Украинского государства действительно непростой: АТО продолжается, а отток капитала и безработица неудержимо растут. Ведущие аналитики считают неповоротливость рынка труда и рынка совместного инвестирования ключевыми проблемами украинской экономики, которые подавляют рост на протяжении последних лет. И если Кабмину Владимира Гройсмана не удастся оживить экономический рост, то Украина вряд ли сумеет выполнить требования кредиторов, прежде всего, МВФ. И тогда нам грозит дефолт.
Соответственно, рухнет рейтинг украинских государственных облигаций. Нашим политикам тогда не надо будет опасаться, что Украина окажется на соседней с африканскими койками в мировой палате интенсивной терапии. Так что сейчас мы стали самой проблемной страной Европы. И судя по всему, проблемы будут более серьезными, если политики не начнут договариваться и не перестанут зацикливаться на своих постоянно падающих рейтингах. А правительству давно бы пора начать менять старую повестку дня с утратившими актуальность нацпрограммами и концепциями.
В этой связи, например, Гройсман и Кубив почему-то забывают о внутреннем украинском капитале для подъема экономики – огромном количестве гривны и иностранной валюты вне банковской системы (те же "золотые матрасы" чиновников, рекордные зарплаты которых продолжают стремительно расти), превышающем ВВП Украины и все транши кредитов МВФ. Это на самом деле так. Многие мои знакомые высокооплачиваемые чиновники хотят вкладываться в различные небанковские финансовые инструменты и получать доход больший, чем ставка по депозиту. И это реально.
Более того, сейчас в период "зачистки" банков сложилась уникальная ситуация для развития украинского рынка совместного инвестирования. Но никто из министров об этом не говорит, самое худшее – ничего не делает. Или ждут, когда банковская система вместе с институтами совместного инвестирования рухнут вместе с экономикой страны? Хотя в стране формируется такая конъюнктура, когда не банки, а компании по управлению активами (КУА) быстрее наращивают свой инвестиционный бизнес. Поэтому логичным становится тот факт, что акционеры обанкротившихся банков стали инициировать создание КУА с корпоративными и паевыми инвестиционными фондами.
Да и действующие банки начали развивать аффилированные с ними КУА, т.к. богатые чиновники продолжают предъявлять спрос на качественные инвестиционные услуги. Но при этом недоверие и незнание, т.е. отсутствие финансовой грамотности украинцев, остаются у нас основными проблемами для развития этих управляющих компаний. Мы сравнили особенности этой проблемы с международными аналогами и заключили, что уровень проникновения знаний у наших граждан о компаниях по управлению активами с КИФами и ПИФами – на уровне 6-8% от целевой аудитории. На Западе – это немногим более 50%, а по оценкам китайских коллег – у них этот уровень достигает 60%.
Однако, справедливости ради надо признать, что в прошлом месяце международное рейтинговое агентство Moody's Investors Service впервые за последние два года изменило суверенный рейтинг Украины с повышением его на одну ступень - с Caa3 до Caa2 (прогноз изменен со стабильного на положительный). И все же не эти агентства определяют политику государства, важно лишь то, что у нас действительно огромные долги, слишком большой дефицит госбюджета и чрезвычайно велики социальные расходы. Поэтому мы должны сократить расходы, а также размеры задолженности и дефицит. А в случае углубления кризиса, коммерческим банкам снова понадобится финансовая помощь государства.
Вот и получается: одно дело рейтинг, другое – фактическое состояние украинского реального сектора экономики, финансового рынка и дефицит госбюджета. Но возможно ли одновременно вводить меры экономии и стимулировать экономический рост? Это очень сложная и трудновыполнимая задача. Многие политики в Верховной Раде и Кабмине, которые педалировали тему сокращение расходов, считали, что меры экономии помогут укрепить доверие инвесторов, покончить с неопределенностью и в итоге поддержат рост экономики Украины. Но сейчас, полагаю, с уверенностью можно говорить, что эта теория у нас не работает.
А недавнее исследование аналитиков МВФ лишь подкрепило тезис о том, что экономия – это сдерживающий фактор. Так что если наше правительство хочет продолжить борьбу за платежеспособность, продолжить структурные реформы, то министрам следует сосредоточиться на мерах по стимулированию развития украинского рынка совместного инвестирования, одновременно решая стратегические проблемы кредитоспособности страны, связанные с глобальными реформами в сфере пенсионного обеспечения или здравоохранения.
В заключение хотел бы в нескольких словах пересказать недавнюю беседу со своим давним-давним знакомым предпринимателем, с которым в самом начале 90-х мы начинали в Киеве инвестиционный бизнес, а теперь на протяжении многих лет он живет в Берлине. И этот уже седой бизнесмен у меня спрашивал: "Будут ли когда-нибудь украинцы жить так же, как немцы?" и тут же сам мне ответил: "Никогда. Ну, не будут, просто не дано…". Ну, да – это мнение всего лишь одного человека, хотя и очень образованного и профессионального. Конечно, своим соотечественникам он желает только всего самого лучшего, но и отказываться от собственных наблюдений и выводов тоже категорически не хочет. Как говорится, он уже в том возрасте, когда режет в глаза правду матку.
Кстати, на мой вопрос, а почему все получилось у китайцев? Он с присущей ему прямотой заключил: "Потому, что там китайцы, поэтому у них все и получается".