Обучение по-новому: что сулит нам реформа
Новый принятый закон "Про образование" предусматривает 12 лет обучения в школе.
1. В законе также говорится, что дети старшего дошкольного возраста обязательно должны быть охвачены дошкольным образованием.
Правильнее было бы использовать формулу не "12 лет", а "9+3". Это когда после 9 класса есть выбор или: а) продолжать обучение в школе еще 3 года, или б) переходить в техникум, ПТУ или курсы, или в) идти работать, или г) оставаться у мамы с папой на шее.
В такой постановке не было бы такого острого неприятия цифры 12 лет. Цифра 12 лет ничем особенным не обоснована. Если говорят, что надо следовать Западной практике, то в разных странах по-разному. В Англии учатся с 3 лет до 19, в Швейцарии 13 лет, в Италии бывает и до 25.
И я не слышал ни одного случая, чтобы украинского выпускника не приняли в западный вуз с его аттестатом после 11 лет обучения. А ведь надо еще найти 10 млрд грн на этот дополнительный год.
Другое дело, что если уж уделять такое повышенное внимание старшей школе, то надо понимать – чему там учить. Если только подготовке к ЗНО, то это не очень целесообразно. Ну и главный вопрос. Если уж равняться на Запад, то там старшая школа выделена в отдельные здания (High school), чтобы там создавалось своё образовательное пространство с мастерскими, лабораториями, спортом, и не было перемешивания маленьких детей со взрослыми.
Обязательность дошкольного образования спорна, потому что нельзя у всех детей отбирать детство. Некоторые родители захотят, чтобы дети в детском саду больше играли, чем учились-трудились.
2. Язык преподавания - государственный.
Предполагается также, что в соответствии с образовательной программой однуили несколько дисциплин могут преподавать двумя и более языками – на государственном языке, на английском языке, на других официальных языках Европейского Союза.Лицам, относящимся к коренным народам и национальным меньшинствамУкраины,гарантируется право на обучение на родном языке наряду с украинским языком.
Вопрос "языка" еще долго будет проблемой, несмотря на все хартии и логику. С точки зрения украинских реалий, украинский язык должен быть основным языком обучения, за некоторыми исключениями. И противопоставлять стоило бы не русский язык украинскому, а украинский – основной, и постепенно вытеснять русский язык английским. Надо сделать упор на английский язык.
3. Должностной оклад преподавателя (низкой квалификационной категории) устанавливается в размере не менее четырех прожиточных минимумов для трудоспособных лиц.
Что касается оплаты труда, то указаное повышение тут же будет нивелировано инфляцией. Тем не менее, учителя достойны того, чтобы зарабатывать много.
4. Глава Минобразования Лилия Гриневич заявила:"Мы переходим от авторитарной педагогики, к педагогике сотрудничества и активных исследовательских методов обучения.
Это предусматривает коммуникацию в группах – дети не получат готовый ответ, а будут исследовать проблему и искать решение самостоятельно".
Дети могут исследовать проблему и искать решение, если только у них есть базовые знания. Иначе они не будут знать, что искать. Единственный способ, как это объединить – это переход к кейс-урокам, когда соединены и фундаментальные знания, и практические. Тут у Украины есть даже преимущество, так как на образовательной платформе "Гипермаркет Знаний" разработана и выложена самая большая в мире коллекция уникальных современных кейсов, которыйми уже пользуются сотни тысяч учеников и учителей.