Украинский проект Ukrainians должен попасть в Книгу рекордов Гиннесса как социальная сеть с самым коротким сроком жизни. Причем о ней есть статья в Википедии, из которой узнаем дату рождения – 17 мая 2017 года.
В тестовом режиме она начала работать с 3 июня. За месяц соосновательница проекта Александра Струмчинская озвучила цель: привлечь до конца года 5 миллионов пользователей. На то время ею пользовалось около 200 тысяч украинцев.
А 5 сентября создатели объявили – Ukrainians прекращает существование. Обсуждение новости в Facebook помогло очертить две основных версии.
Первая ложится в формат #зрада, в которой виноваты сами граждане. Пользователи не приняли исконно украинской социальной сети, ведь боятся всего нового. Из-за этого разумной альтернативы заблокированным российским «Одноклассникам» и «ВКонтакте», которой планировали сделать Ukrainians, не получилось.
Часть ушла в американский Facebook, часть искала и находила способы обойти блокаду российского контента.
Госпожа Струмчинская была уверена в силах своей команды. «Мы сделаем хороший продукт», - говорила она. Но при этом добавляла: «Насколько это будет успешный продукт, интересный другим пользователям, зависит исключительно от самих пользователей. Это уже вполне логическое объяснение — если продукт делаем вместе, то и успех его зависит не только от разработчиков».
Учитывая это, в ранней смерти украинской соцсети виноваты все же безразличные пользователи, которые не желали активно поддерживать свое.
Вторая версия возлагает ответственность за провал именно на разработчиков. Обещая более десятка оригинальных сервисов, в том числе – наполнение качественной музыкой, основатели Ukrainians не добились того, чтобы сеть функционировала наравне с давно известными и раскрученными.
Проще говоря, из тестового режима она так и не вышла. Сервисы не расширяли возможности, а ограничивали их. А малый и средний бизнес не пришел, хотя на него госпожа Струмчинская делала большую ставку. Теперь она признает поражение, извиняется перед всеми, чьи надежды не оправдала. Прежде всего это касалось пользователей.
Положа руку на сердце, Ukrainians и подобные проекты обречены еще на этапе разработки. Хотя бы потому, что о капитализации новой социальной сети вряд ли думали. Следя за развитием событий, приходишь к выводу: в основе идеи лежали прежде всего эмоции. Рациональные расчеты не принимались во внимание.
Говорят, проект предусматривал иностранное, в частности – канадское финансирование. Даже если это так, имеем множество примеров интернет-проектов, созданных за гранты, которые успешно живут уже несколько лет, пользуются определенной популярностью, даже выходят на самоокупаемость и приносят небольшую прибыль.
Не знаю, смотрели ли авторы Ukrainians фильм Дэвида Финчера «Социальная сеть». Там подробно, в доступной художественной форме, рассказали историю прагматичного американского студента, который быстро превратил хобби в бизнес-проект. Через который даже судился с бывшими партнерами-соучредителями.
Ставка Ukrainians на патриотизм не сработала хотя бы потому, что свою соцсеть они рекламировали... через Facebook. Представьте локальный товар неизвестного производителя, который предлагается на одной полочке огромного супермаркета. И единственная его добродетель описывается алгоритмом «свой к своему за своим».
Патриотизм в подобных случаях – вообще лишняя опция. Которая, ко всему, может иметь обратный эффект. Призыв поддержать национального производителя очень часто тождественен нищебродству. Как вариант – слезной просьбе пользоваться неважным, зато – своим.
Мир вокруг приобретает динамику чуть ли не ежедневно. Это касается и сети, которая становится все более гибкой, готовой приспособиться к любым требованиям, потребностям и принять различные вызовы. Команде Ukrainians стоило не стартовать с места на волне радости какой-то части украинцев от запрета российского контента. Тот, кто хотел, отказался от «ВКонтакте» задолго до соответствующего законодательного решения.
Разработчики новой социальной сети не изучили потребностей тех же пользователей, к которым пытались достучаться. Поэтому не поняли: с альтернативой спешить не надо. Ведь она может не оказаться умной.
Ко всему выглядит – сначала сеть запустили, потом доделывали на коленке, тогда как следовало довести до ума несколько сервисов и идти с ними к потенциальному спонсору или инвестору, называйте, как хотите.
Не стоит здесь ныть: мол, всякое новое в основном проваливается. Скорее, следует иметь в виду, что воплощение любой идеи требует тщательного изучения сегмента, который намерены заполнить. Дальнейшее сравнение может показаться не слишком корректным, и провал идеи Ukrainians есть плоть от плоти провалом идеи «партии Майдана».
Когда после победы Революции Достоинства какая-то часть общества имела спрос на новых политиков, которых видели в майдановских активистах. В результате ни один проект не прошел, а те единицы, которые пробились в политику, разочаровывают. Поэтому ведутся разговоры о неоправданности надежд на украинский ренессанс во всех сферах, потому что кругом только монополисты и «барыги».
Однако нынешнее время суток красноречиво. Мало, подражая польскому движению «Солидарность», призывать: «Пойдемте с нами!», надо еще и предложить программу, которая действительно работает и эту работу видно. Если нечего показать и нечем похвастаться, патриотизм, энтузиазм и благие намерения не расстроят ни политику, ни культуру, ни социальную сеть.