1 сентября вступило в силу соглашение об ассоциации Украины с Евросоюзом. Президент Петр Порошенко уверен, что теперь государство встало на "широкий евроатлантический автобан, который ведет к членству в Евросоюзе и НАТО". Однако глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер достаточно скептически оценил слова Порошенко, подчеркнув, что Украина "ни то (член ЕС. - Ред.), ни другое (член НАТО. - Ред.) ". Эта фраза означает одно: Европа не спешит пока открывать для Украины двухстороннее движение по широкому евроатлантическому автобану.
Цена за европейский выбор
Отказ Виктора Януковича от подписания соглашения об ассоциации Украины с ЕС осенью 2013 года привел к Евромайдану, а затем - к Революции достоинства. За право быть членами европейского сообщества украинцы заплатили очень высокую цену - сотни человеческих жизней. Последние три года Украина отвоевывает у России не только свои территории, но и право на евроатлантический выбор. Да, это тяжело. Да, гибнут люди. Но вопрос, к счастью, уже не стоит так - Европа или Россия. Украинцы свой выбор сделали.
Со времени, истекшего после бегства Януковича, Украина добилась ассоциированного членства в ЕС и безвизового режима со странами Евросоюза. Много это или мало? Вполне достаточно, чтобы выйти, как говорит Порошенко, на широкий евроатлантический автобан. Вопрос лишь в том, есть ли движение по этому пути. Как бы официальный Киев ни демонстрировал свой европейский оптимизм, Жан-Клод Юнкер дал ясно понять - Украине не стоит обольщаться по поводу вступления в Европейский Союз и НАТО.
Сказанное главой Еврокомиссии, конечно же, не нравится официальному Киеву. Замминистра иностранных дел Елена Зеркаль заявила, что ЕС должен учитывать не только стремление, но и достижения Украины на пути к европейскому сообществу. Вопрос лишь в том, до этих ли достижений Киева сейчас Евросоюзу, который сам переживает сложные времена. Стоит ли в этом случае требовать от Брюсселя большего, нежели он дал? Это, как свидетельствует заявление Юнкера, вопрос риторический.
Европа в Украине
С июня 2017 года в Украине царит эйфория. Украинцам предоставили безвизовый режим со странами Евросоюза. Отныне перед гражданами нет никаких преград для путешествий в Европу. Но для внедрения в стране европейских стандартов существуют еще препятствия. Украина была и остается постсоветским государством. С вытекающими отсюда последствиями: большая теневая экономика, непрозрачные финансы, власть олигархов, слабое гражданское общество, нищее население. В стране процветает коррупция, а во власти - непотизм.
Надо быть откровенным: до настоящей Европы Украине еще далеко. Петр Порошенко с гордостью говорит о 144 реформах, которые власти вынуждены были провести на пути к ассоциированному членству с ЕС. Но эти изменения только заложили фундамент для строительства по-настоящему европейского государства. Законодательное закрепление требований Евросоюза и имплементация этих норм в жизнь - две большие разницы. Ведь и Конституция Украины - одна из самых лучших в Европе, а вот с выполнением некоторых ее норм есть большие проблемы.
Будущее украинцев в ЕС, прежде всего, зависит от них самих. А точнее - от тех властей, которых они выбирают. Потому что именно эти власти принимают законы и следят за их выполнением. Потому что именно эти власти являются лицом Украины в мире. И по этому лицу судят, готова страна к Евросоюзу или нет.
Второй срок для Порошенко
Европейская интеграция Украины это, вне всякого сомнения, - главная политическая победа президента Порошенко. Ассоциация и безвиз, конечно же, - важные события для украинского государства. И с этим никто спорить не будет. Эти победы будут на щите Порошенко во время президентской избирательной кампании 2019 года. Потому что все остальные успехи выглядят довольно скромно. Коррупция и дальше продолжает разъедать политику и экономику, кланы продолжают пилить государственные деньги, а экономика находится в плачевном состоянии.
Членство в Евросоюзе и НАТО - логичный и вполне реальный план на будущее для Украины. Об этом говорит и Петр Порошенко, об этом мечтают и большинство украинцев. Если в случае с ЕС все еще более или менее понятно - есть стандарты, которым должна соответствовать страна, то вот с Североатлантическим альянсом не все так просто. Порошенко говорит, что готов провести референдум по вступлению Украины в НАТО. Но Петр Алексеевич лукавит, поскольку знает: плебисцит ничего не меняет. Потому что альянс сам решает, кого принимать в свои ряды, а кого - нет.
Пребывая в состоянии войны, Украина будет далеко еще находиться и от НАТО, и от ЕС. Вероятно, именно это и хотел сказать Жан-Клод Юнкер. Одних внешнеполитических усилий официального Киева недостаточно. Потому, с одной стороны, Украина должна соответствовать стандартам этих структур, а с другой - для членства в ЕС и НАТО должно появиться окно возможностей. Только соединение этих двух факторов может по-настоящему открыть для Украины широкий евроатлантический автобан.