Побочные эффекты нововведений Министерства образования
Как относиться к нововведениям Министерства образования по отмене оценок, домашних заданий, упрощению учебы, замене физкультуры и так далее?
В целом либерализация образования – это верный тренд. Он снимает нервозность и освобождает «место» для желания и мотивации ребенка учиться. Это также – европейский тренд, нацеленный на европейские ценности и на опыт лидерства финской системы образования.
Побочные эффекты:
а) Финская система образования в мировых рейтингах спускается вниз, а лидерство захватывают страны ЮВА: Сингапур, Ю.Корея…, в которых воплощаются в жизнь прямо противоположные тренды в школах: жесткость, прессинг, нагрузки, требования. Как говорили раньше про капитализм – система выжимания пота. Даже у детей.
б) Часть наших родителей, которые сами же добивались этой либерализации, в конце года спросят: а почему мой ничего не знает, не умеет, не может? (вот в наше время!…)... И нечего будет ответить.
Предписано, что домашние задания задавать нельзя (в том числе на каникулы)...
Ответ. Это разумный и человечный подход к детям. Надо всё успевать в школе. Тогда у ребенка не возникает к школе аллергии. И он за первый год постепенно адаптируется к школе – как к пространству, куда он может ходить без страха наказаний за невыполненные домашние задания. (Мы, например, давно его внедряем в лицее Гранд, лет 15, и это дало самые положительные результаты). Тут спасут интегрированные кейс-уроки, которые уже есть для начальной школы.
Побочные эффекты:
а) Какие-то практические навыки всё равно надо приобретать. А их можно освоить только тренировкой (писать, читать…). А в школе времени на это может не хватить.
б) Процентов 20% родителей (и в основном, бабушек, будут возмущены тем, что нет ДЗ, и будут просить их давать).
в) Будут не очень довольны учителя. Раньше они строили урок так: объяснили, показали – и вперед, дети, решать примеры и упражнения дома. А теперь им придется перестраивать урок, чтобы все практические навыки успевать усваивать на уроке. Это для них большая работа, когда будет возможен их скрытый саботаж.
г) Придется кардинально перестраивать учебные планы. Например, столько-то времени на объяснения, столько-то на практикумы и кейсы. Но это наткнется на яростное сопротивление, потому что в массе своей учителя не всегда методисты. А предоставленной им свободой (!) они не всегда будут знать, как воспользоваться.
д) Перестройка учебных планов повлечет за собой изменение и осовременивание контента, что было бы замечательно. Но это уже разговор о системной реформе, а не о фрагментарной.
Предписано запретить давать задания из дополнительных материалов, включая раскраски, головоломки и т.д..
Ответ. Там написано: недопустимо «перегружать». А нагружать, наверное, будут :-)
И еще там написано «на печатной бумажной основе». Я думаю, что в разумных объемах детям будет самим интересно что-то раскрашивать, например в компьютере.
Побочные эффекты:
а) Сдерживание любопытства и любознательности, а это главные инструменты мотивации.
Например, что касается запрета составлять графики и таблицы, то считается, что это сложно.
Хотя, например, мы проводили многие занятия, где дети составляли графики своего роста по годам. А также обращали их внимание, что, например, расписание уроков составлено в табличной форме, что очень удобно.
Такие «уроки графиков и таблиц» вырабатывают системное мышление и чувство пространства-времени. И не отягощают ум ребенка. Наоборот, пробуждают любопытство и любознательность. А как иначе осваивать «компетенции»?
Предписано, что оценки со 2 по 4 класс только по некоторым предметам можно ставить.
Ответ. Да, это позитив, так как оценки кроме неврозов, ничего не дают. Они не стимулируют и не мотивируют. Эрзац-заменителей в виде «смайликов» и «звездочек» вполне достаточно. Побочных эффектов нет.
Предписано, что физкультуру можно заменять танцами или плаванием.
Ответ. Там написано «… можно заменить подвижными и активными занятиями». С этой физкультурой, действительно, беда. Везде в мире с ней всё в порядке, её любят и к ней стремятся. А у нас – то травмы, то гибели… Поэтому, да, на этом этапе, как говорится, жизнь и здоровье детей дороже.
Вообще у нас не совсем верно понимают эту физкультуру, как только бег, прыжки, отжимания и нормативы типа «гто». На самом деле, вместо этого нужны игры: футбол, баскетбол, теннис, волейбол…
Для перемены этой парадигмы я бы поменял слово физкультура на слово «Спорт». Слова имеют значения.
Побочные эффекты и проблемы:
а) Для танцев нужен танцзал и ставка хореографа. Для плаванья нужен бассейн и ставки тренеров и спасателей.
б) Также сложно будет достичь консенсуса администрации школ с родителями, что внедрять: танцы, плаванье или ориентацию на местности, и т.д. Будет много мнений, споров, потому что это ещё и повлечет сбор дополнительных денег.
Вывод. Таким образом, школам, директорам, учителям предоставлено больше свобод, и хорошо, если бы они этими свободами умело воспользовались. Шансы на это есть. Другое дело, что нужно решить главный вопрос – какая всё-таки цель у наших реформ?
Вариант 1. Упростить жизнь детей и взрослых. А то уж слишком всё сложно и нервно.
Вариант 2. Осовременить и очеловечить школьные знания, чтобы дети становились умнее и здоровее.
Вариант 3. Выровнять нашу школьную программу с европейской.
Вариант 4. Сэкономить бюджетные деньги, которых на всё не хватает.
Вариант 5. Создать систему образования мирового уровня (или хотя бы к этому стремится).
Вы бы какой вариант выбрали?