Все началось с беспорядков в городе Шарлоттсвилл. Тысячи американских неонацистов, расистов и антисемитов съехались туда на акцию протеста против сноса памятника генералу Роберту Ли – командующему силами рабовладельческого Юга во время американской Гражданской войны. Хотя с тех пор прошло уже полтора века, генерал для многих остается символом расизма. Однако для неонацистов – он настоящий герой, который защищал традиционные американские ценности. В результате столкновений между ультраправыми и антифашистами погиб один человек, десятки были ранены.
Дональд Трамп два дня никак не реагировал на произошедшее, а затем выступил с очень странным заявлением. Фактически он поставил знак равенства между неонацистами и их оппонентами. Это вызвало бурю протестов со стороны американского политического класса.
Недовольство выразили не только демократы – традиционные противники Трампа, но и его однопартийцы – республиканцы. Только под давлением со всех сторон президент все-таки осудил радикальных националистов и расистов.
Однако спустя пару дней он зачем-то начал объяснять свою позицию и снова перешел к оправданию погромщиков, антисемитов и расистов. Он, например, заявил, что среди них много хороших людей. Даже помощники Трампа после этой его речи на условиях анонимности признали, что не ожидали такого. По их словам, "президент сорвался с цепи". Или, выражаясь чуть мягче, "потерял берега и ушел в отрыв".
Сначала от Трампа отвернулась бизнес-элита страны. В самом начале его президентства с большой помпой публике представили экономический совет при президенте. В него вошли крупнейшие бизнесмены и инноваторы США. Они должны были советовать главе государства, как улучшить инвестиционный климат, что делать для развития высоких технологий и улучшения инфраструктуры.
Первым этот совет покинул наш старый знакомый – изобретатель и миллиардер Илон Маск. Таким образом он выразил протест против выхода США из Парижского соглашения по климату. Однако после событий в Шарлотсвиле из совета ушли практически все остальные бизнесмены. Так они выразили свое отношение к словам Трампа о моральном равенстве расистов и их противников. В результате совет пришлось тихо распустить.
Но это только цветочки. Дальше для Трампа все пошло намного хуже. И даже опаснее.
Сразу два бывших президента США от Республиканской партии – отец и сын Джорджи Буши выступили с совместным осуждением "расизма, антисемитизма и ненависти". Трампа они по имени в нем не назвали, но и без этого ясно, в чей огород камень.
На действующего президента ополчилась почти вся его партия. Сенатор Джон Маккейн написал, что нет никакого равенства между расистами и прочими американцами, причем президент должен это ясно сказать. Другой влиятельный сенатор Линдси Грэм сказал, что заявления Трампа жестко разъединяют американцев. Бывший кандидат в президенты Марко Рубио написал, что нельзя возлагать на неонацистов лишь часть вины.
Губернатор Огайо Джон Касич был еще жестче: "Это просто ужасно! Президент обязан осудить эти группы ненависти!"
Это слова лишь немногих, самых влиятельных республиканцев. На самом деле, на Трампа обрушился вал обвинений в практически открытой поддержке расистов. Даже собственный советник президента по стратегическим вопросам Стив Бэннон объявил, что ультраправые вели себя, как "сборище клоунов и лузеров". И это при том, что самого Бэннона часто называют вдохновителем как раз праворадикальных групп.
На практике все это означает лишь одно: лето закончится, придет сентябрь, конгрессмены и сенаторы вернутся в Вашингтон из отпусков и начнут активно копать под Трампа. Он реально достал уже практически всех. Раньше он держался на троне за счет почти полной поддержки со стороны Республиканской партии. Но теперь и ее не осталось.
Президенту США могут простить много чего. Да почти все. И глупость, и склонность к шоу, и диковатую политику, и даже необязательную войну. Но вот покровительство расизму и неонацизму – это слишком даже для самых прожженных политиканов на Капитолийском холме. Конечно, процесс импичмента – довольно долгий. Но я не удивлюсь, если он будет запущен уже этой осенью.