Деньги украинцев сложили в одну корзину. По данным Нацбанка на 1 августа 2017 года около 57% всех депозитов оказались в подконтрольных правительству и Президенту госбанках. На их счетах хранится 62% всех депозитов населения.
Хорошо это или плохо — однозначно сказать нельзя. С одной стороны, госбанки считаются более надежными, чем частные финучреждения. Здесь вкладчики всегда могут надеяться на помощь государства в форс-мажорных ситуациях. С другой стороны, эта опция не совсем «бесплатная».
Своим не жалко
Не секрет, что большая часть кредитного портфеля госбанков состоит из займов госмонополиям. Иными словами, правительство Украины фактически кредитует госпредприятия за счет привлеченных от населения средств. При этом далеко не всегда соблюдая установленные правила и требования.
Конечно, госмонополии и госбанки контролируются правительством. Потому решение о выдаче займа тому или иному предприятию часто принимается в телефонном режиме. А оценка платежеспособности и надежности заемщика отходит на второй план. Ведь главное — выполнить устное распоряжение начальника. А дальнейшая судьба кредита одинаково безынтересна, что правительству, что госбанку, что госпредприятию.
Очень часто такие кредиты оказываются невозвратными. Их постоянно переоформляют и лонгируют, надеясь, что следующее правительство что-нибудь придумает. Но что тут можно придумать, если выданные таким образом деньги нередко через гостендеры оказываются в офшорах и оседают в «откатах». Основополагающий принцип банковского кредитования — возвратность — при этом никого не интересует.
К сожалению, данных о точных объемах займов госпредприятиям в структуре кредитных портфелей госбанков нет. Учет ведут общий. Судить о них можно только по косвенным показателям. Например, Ощадбанк на 1 августа 2017 года собрал депозитов населения на сумму порядка 75 млрд. грн. А выдал кредитов юрлицам на 63 млрд. грн. Около 15% из них приходятся НАК «Нафтогаз» (согласно годового аудиторского отчета за 2016 год). При этом НАК «Нафтогаз» получил кредит до 2020 года.
Сомнительная чистка
В разгар чистки банковской системы Валерия Гонтарева закрывала украинские финучреждения, часто обвиняя их в кэптивности. Указывая на тот факт, что большая часть кредитов выдается связанным с ними компаниям. А значит, их нужно закрыть.
В своей борьбе с кэптивными банками Гонтарева ссылалась на МВФ, который требовал отчистить банковскую систему Украины от этой напасти. Борьба увенчалась успехом: карманных финучреждений в стране стало меньше. Правда, выросло количество «государственных кэптивных банков». А это еще хуже.
Получается, что все риски, связанные с деньгами населения, замыкаются на госпредприятиях. Те в свою очередь, опираясь на заявления главы правительства Владимира Гройсмана, большей частью убыточны. Проще говоря, Кабмин и Президент фактически финансируют убытки госпредприятий за счет депозитов населения через госбанки.
Рано или поздно эта стратегия обернется серьезным скандалом. Постоянно перекрывать воровство внутри и вокруг госпредприятий вкладами населения не получится. Придется выдумывать, как эти депозиты погашать. Выход может оказаться незатейливым. Обеспечить выплаты по депозитам, которые «закопали» в кредиты госмонополий, эмиссией гривны.
О том, как должна работать банковская система после очистки, говорят многие. Но на практике эти фантазии почему-то реализовывать не спешат. Может потому, что главная цель «очистки» заключалась не в том, чтобы убрать с рынка токсичные и ненадежные банки. А в том, чтобы потом за счет денег населения финансировать госмонополии. И хорошо зарабатывать на откатах с гостендеров.