Громкая отставка главы «Укрзализныци» Войцеха Балчуна вызвала приличный резонанс в Украине и даже претендует на статус новости дня. Однако криков «Зрада» и заявлений в духе «Реформатору не дали работать» было не слишком много. Просто потому что за год в должности особых реформ от польского менеджера никто не дождался. А если называть вещи своими именами – работы тоже было не слишком много. Фактически Балчун работал памятником самому себе, а ключевые оперативные решения принимали совсем другие люди.
Если брать сухие цифры, то в прошлом году глава «Укрзализныци» отсутствовал на месте 87 из 140 рабочих дней, в этом — 45 из 103. Гастроли, концерты, отпуска, больничные – причин много. Можно ли руководить стратегическим предприятием, которое работает в непрерывном режиме и оперирует громадными суммами – вопрос риторический. Ходить на работу через день или немного реже можно. Но это просто приходишь, интересуешься у заместителя «Как у нас дела?» и на ответ «Все нормально» киваешь и уходишь. Какие тут реформы или перелом системы через колено. Так что никакого героического реформатора не было. Был человек, которому это все в принципе было не интересно. Зарплата идет? Ну и ладненько.
Люди, работавшие и работающие сейчас в руководстве «Укрзализныци» отзываются о теперь уже экс-руководителе по большей части негативно. Обвиняют в сотрудничестве с одной крупной ФПГ, покровительстве коррупционной системе и полном нежелании что-то реформировать. Вообще, что касается реформ, Балчуна кто-то очень удачно сравнил с врачом, который исходит из главного принципа «не навреди». Но ведь человека из другой страны и без связей в Украине брали специально чтобы снести старую систему. Переломать все эти цепочки из фирм-прокладок и целые кланы, которые десятилетиями кормятся вокруг госпредприятия. Ничего этого он не сделал. Да, через систему «Прозорро» дизельное топливо купили гораздо дешевле, чем раньше. Да, НАБУ и Генпрокуратура уже расследуют дела на сотни миллионов гривен по «УЗ». Но, повторюсь, Войцех Балчун тут не при чем.
Те изменения, которые Балчун ставит себе в заслугу, сделаны другими людьми, которые работали системно до него и, даст Бог, будут работать после. Самый чувствительный удар по коррупции на «УЗ» нанесли люди, добившиеся введения системы «Прозорро» для закупок предприятия. Это профильное министерство и Миэкономразвития, плюс энтузиасты-волонтеры.
Сам Балчун настаивает, что хлеб с маслом и колбасой ел не зря и миссию свою выполнил. В качестве аргумента экс-руководитель приводит такие цифры: За 6 месяцев 2017 года по международным стандартам финансовой отчетности чистая прибыль составила 122,5 млн грн, что на 3,9 млрд грн больше, чем за аналогичный период 2016 года. Это, конечно, впечатляет, если не вдаваться в нюансы. Но по факту «УЗ» вышло на этот результат не благодаря экономии, повышению количества и качества услуг, а в первую очередь благодаря банальному повышению тарифов. Тут мы заработали, в сегменте той же металлургии эту же сумму потеряли. Средняя температура по больнице практически не изменилась. За исключением того, что ряд грузов пошел в обход Украины из соображений экономии.
Всем, кто хоть немного знаком с внутренней кухней этого крупнейшего госупредприятия, очевидно, что начинать процесс реформирования нужно с зачистки. С тонкой хирургической зачистки. Убрать кланы от финансовых потоков, убрать влиятельных «советников» от принятия решений, выгнать целую группу лоббистов и коррупционеров – половина дела. Это не гуманитарный ВУЗ, тут нельзя брать просто хороших и честных людей. Нужны профессионалы-технари. Удалить первых и оставить вторых – вот та сложнейшая операция, которую должен провести новый руководитель «Укрзализныци» в статусе хирурга. Примочки и таблетки тут не помогут – метастазы слишком запущены. Так что работать ему придется в плотной связке с министром, Генпрокуратурой и НАБУ.
В принципе, профильный министр Владимир Омелян так и оценивает ситуацию с кадрами на «Укрзализныце» и уже заявил, что кроме замены Войцеха Балчуна там необходимо обновить весь руководящий состав. Впрочем, на таком решении он настаивает уже порядка десяти месяцев, но пока переломать сопротивление системы не удалось. И вот сейчас мы переходим к ключевому вопросу. О Балчуне практически нечего сказать – ни хорошего, ни плохого. То есть реформ он не сделал, систему не очистил, да вообще ничего хорошего не сделал – так ведь и не вредил. Практически. Вообще не вмешивался. И важно не то, почему его убирают – заявление — это просто красивый спектакль, он стал не нужен и его именно убирают. Важно, кто придет на его место. Это ответит на многие вопросы и не только по «Укрзализныце», а и по курсу страны в целом.
Новым временно исполняющим обязанности главы «Укрзализныци» назначен первый заместитель министра инфраструктуры Евгений Кравцов. До назначения в министерство он уже работал в Набсовете «Укрзализныци», а потому считать его новым человеком в системе явно не стоит. Более того, до назначения Балчуна Кравцов даже исполнял обязанности главы «УЗ» и особой «зачистки» там не было. Так что ждать того, что именно Кравцов возьмет на себя роль «хирурга с большим топором» я бы не стал. Впереди кадровый конкурс и именно по его итогам курс украинской власти и соотношение сил в политике станет понятен. Топтаться на месте не получится – или с трудом едем вперед или откатываемся назад.