Главное, чтобы предприятия функционировали эффективно, прибыльно, платили зарплату, налоги в бюджет, расширяли свое производство, повышали его общую эффективность, энергоэффективность в частности.
А в какой форме собственности находятся эти предприятия — это второй вопрос, поскольку есть примеры и частных и государственных компаний, которые управляются неэффективно.
Просто в Украине отсутствует такое понятие, как защита прав собственности, как частной, так и государственной.
У нас есть пример "Укрнафты", где есть доля государства, но она никак не защищена, потому что мы помним все проблемы с невыплатой ренты, налогов, рассрочки, отсрочки и так далее. Когда правое поле неурегулировано, то неэффективность будет при любой форме собственности.
Особенно это касается энергетики, тех же портов — так, где возможна монополизация и должен работать Антимонопольный комитет, которого по факту в Украине нет, потому что никаких решений по монополиям он не принимает.
А эти правила должны действовать как и для частных, так и для государственных предприятий. Поэтому, в случае приватизации, разве что перераспределится или закрепится контроль над финансовыми потоками, но по факту ничего не изменится.
Также существует миф, что если государственные предприятия станут частными, то в них сразу же хлынут прямые иностранные инвестиции.
По официальной информации министерства экономического развития и торговли в Украине государственных предприятий всего 10%, 90% — частные.
Почему в эти 90% не хлынули иностранные инвестиции? В этом году всего 500 миллионов долларов — это ничто, мизер для 40-миллионного государства.
Вопрос не в форме собственности, вопрос в правилах, системе, в защите прав собственности, судебной системе и прочих моментах. А без этого — приватизация крупных объектов - это просто перераспределение финансовых потоков.